Истра — вспыхнувшая звезда АЗЛК

Сен 9 • Вездеходы Фото, Видео Вездеходов, На колёсах, Советские Вездеходы • 714 Просмотров • Комментариев к записи Истра — вспыхнувшая звезда АЗЛК нет

Экология – довольно молодая наука, призвана изучать воздействие человека на окружающую среду и предупреждать различные проблемы планетарного или регионального масштаба. Не мудрено, что с появлением борцов за чистоту воздуха, рек и земли первыми “под раздачу” попали производители автомобилей и топлива: именно эти средства передвижения являются одними из наиболее распространенных источников углекислого газа и других вредных соединений. Более того, сам процесс производства топлива и добычи сырья не отличается чистотой – утечки химикатов случаются повсеместно. Начатая пару десятилетий назад активная борьба дала отличные результаты и существенно повлияла на рынок автомобилей.


Водно-дорожный спринтер Rinspeed Splash LVH-X2


Истра — вспыхнувшая звезда АЗЛК

Истра — вспыхнувшая звезда АЗЛК

Как ни странно, в СССР тоже предпринимались попытки создать экономичный автомобиль, который будет “дружить” с альтернативными источниками энергии. Первой ласточкой стала “Истра” – опытный образец от АЗЛК, показывавший незаурядные характеристики даже для современных авто. Машина стала первой из произведенных в Советском Союзе, которые удостоились действительно современных материалов. Кузов выполнен из алюминиевого сплава, что обеспечивало легкость – снаряженная масса 700 кг, полная 1100 кг. Пятиместный автомобиль получил аэродинамический кузов, позволяющий получить минимальное лобовое сопротивление – внешний вид авто напоминал спортивные средства передвижения тех лет, а в наше время можно предположить что дизайн ВАЗ-2110 использовали именно от АЗЛК-2144 Истра. Дизайн для своего времени (особенно если сравнивать с продукцией ВАЗа, ГАЗа и ИЖМАШа) был просто космическим, но с технической стороны все оказалось не так гладко.


«Москвич- 410-411» первые в мире вездеходы лёгкого класса


Истра — вспыхнувшая звезда АЗЛК

Истра — вспыхнувшая звезда АЗЛК

Авто комплектовалось 3-х цилиндровым многотопливным двигателем ELKO от немецкой (ГДР — не существует с 1990 года) компании Elsbett, который отличался крайне малым расходом топлива менее чем 3 литра на 100 километров пути, что несомненно успех с конструкционной точки зрения. А за счет крайне низкого веса динамика оказалась на высоте: максимальная скорость составляла немногим менее 200 км/ч, а до “сотни” “Истра” разгонялась за 11 секунд. В качестве топлива подходило не только дизельное, но и керосин, бензин, рапсовое и даже отработанное растительное масло. Понятное дело, что КПД в таких случаях был ниже, но сам факт подобных нововведений не мог не радовать – на дворе был 1987 год (кто жил в то время, помнит объявления на бензоколонках «БЕНЗИНА НЕТ!», особенно в уборочную страду).


Тест-драйв Jeep Grand Cherokee на дороге и глубоком снегу


Многотопливный двигатель, не единственная техническая новинка. Первым, что бросается в глаза, это конечно огромная моно дверь, поднимающаяся вверх — открывает доступ к обоим рядам сидений, центральная стойка отсутствовала. Механизм подъема сделали так чтобы он одновременно являлся усилителем дверного каркаса для большей защиты от бокового удара. Пневмоподвеска управлялась компьютером и имела два параметра: жесткость и высота подъема (и это в 1987 году) и имела функцию гашения тормозных клевков, поворотных кренов и стартовых приседаний. Машину оборудовали АБС, подушками безопасности, ремнями с пиротехническими преднатяжитеилями, «электронным глазом» с системой голографического отображения на лобовое стекло, также отображались и приборы управления. Бортовая система диагностики, кондиционер, автоматическая трансмиссия на основе клиноременного вариатора.


Реактивный ГАЗ


Единственное, что подводило “Истру” – высокая себестоимость и относительно низкая надежность. Машина проходила испытания многократно и все автопробеги заканчивались досрочно – что-то неизменно ломалось.

В целом, “Истра” получилась неплохим автомобилем, а с точки зрения технических решений стала прорывом не только в отечественном машиностроении и непременно была бы доведена до конца, если бы не смерть самого СССР. Страна внезапно переключилась на другие проблемы, возникло множество более важных статей расходов, а программа “Автомобиль 2000” была безнадежно похоронена под обломками империи, оставив концепты лишь в памяти немногочисленных автолюбителей, конструкторов и коллекционеров.


Navara обновила всё


АЗЛК-2144 Истра — сохранился, несмотря на ликвидацию АЗЛКа. Автомобиль может посмотреть каждый желающий в музее «Московский транспорт» на улице Рогожский Вал.

сентябрь 2016. Евгений Агеев для Новости 94

Похожие Записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

« »