Артиллерийский тягач – генератор Austro-Daimler M16 B-Zug, C-Zug с 380-мм минометом Skoda 1916

артиллерийский тягач – генератор Austro-Daimler M16 B-Zug/C-Zug

Сен 28 • Военные, Двухзвенные Вездеходы, Зарубежные Вездеходы, На колёсах, Электрические Вездеходы • 2275 Просмотров • 2 комментария к записи артиллерийский тягач – генератор Austro-Daimler M16 B-Zug/C-Zug

Начну с небольшого экскурса в историю создания тягача Austro-Daimler M16

В 1900 году выдающийся Чешский инженер из Богемии (АвстроВенгрия в 1875 годугод рождения Фердинанда) Фердинанд Порше в свои 25 лет отличался великолепной гибкостью ума и отличной фантазией, как следствие первый в мире гибридный автомобиль Lohner Porsche Mixte построенный совместно с фирмой Hofwagenfabrik Ludwig Lohner & Co. По тем временам это была фантастика! Порше применил нестандартную компоновку, установив 2 бензиновых двигателя мощностью 3,5 л/с каждый и два генератора электрического тока мощностью (силой тока) по 20А при 90 вольтах. От генераторов энергия сначала попадала на двигатели в колесах (первые в мире моторколеса столь полюбившиеся современному обществу), а избыточная энергия поступала в аккумуляторы.
В 1905 30 летний Порше возглавил Австрийское отделение компании Даймлер.
Впоследствии, гибридная разработка была применена и в военной технике.
Не смотря на то что в Первой Мировой войне основной тягловой силой были лошади, они не могли справится с задачами по транспортировке тяжелых орудий, осадных минометов, мортир и гаубиц.
Компания AustroDaimler по тем временам являлась одной из лучших в разработке и производстве колесной техники. В это время на вооружении армий уже были такие образцы как: бронированный Panzerwagen 4×4, трактора 1820PS и 60 сильный артиллерийский тягач М06.

Артиллерийский тягач – генератор Austro-Daimler M16 B-Zug, C-Zug с 420-мм осадной мортирой Skoda 1916

Артиллерийский тягач – генератор Austro-Daimler M16 B-Zug, C-Zug с 420-мм осадной мортирой Skoda 1916

Инженерам во главе с Фердинандом Порше в 1913 году была поставлена задача, разработать тягач способный тянуть прицеп с орудием не менее 27 тонн! под тяжелые осадные орудия, производимые заводами Skoda с калибром 240380420 мм. Необходимо отметить, на тот момент времени подобную нагрузку могли перевозить только железнодорожные поезда запряженные порой даже не одним паровозом, на память приходят бронепоезда с осадными орудиями.
Порше применил гибридную компоновку вспомнив Lohner Porsche Mixte. Следует признать, никакая другая система тут не подошлабы. Сооружать сложный механический привод для буксируемого прицепа и в случае потери любой единицы в бою, будь то недешевый тягач или еще  более дорогое орудие пришлосьбы бросать весь состав, что с точки зрения прагматичных европейцев было расточительно. В предложенной версии военные нашли отличную разработку и просили как можно скорее произвести первый опытный экземпляр.
В 1916 году с заводских стапелей АвстроДаймлера сошел первый тягачгенератор, а прицеп с  420 миллиметровой осадной мортирой марки Skoda массой 27 тонн, как мы и написали выше, являлся активным, то есть все колеса имели привод от электрических моторов, ток поступал от полноприводного тягачагенератора. Получился эдакий исполин (по современной градации — двухзвенный вездеход) с колесной формулой 12х12, тягач, имел традиционные по тем временам  4 подрессоренных колеса с механической формулой 4х4 и прицеп на 8 катках с электрической безрессорной колесной формулой 8х8. При мощности 6 цилиндрового бензинового двигателя объемом 20,32 литра в 150 л.с. вездеход мог развивать при полной нагрузке скорость в 16 км/ч. Вездеход не смотря на большую массу успешно преодолевал подъем в 26 градусов. Уверен, Вы обратили внимание на объем двигателя и задались вопросом сколько же это бензина? Однако прошу учитывать машина военная а в этих случаях экономия не важнатребовалось от 300400 литров на 100 км но дело даже не в бензине, нужно от 50100 литров дорогостоящего масла (масло в те времена стоило намного дороже бензина).

Артиллерийский тягач – генератор Austro-Daimler M16 B-Zug, C-Zug буксирует три прицепа по железной дороге

Артиллерийский тягач – генератор Austro-Daimler M16 B-Zug, C-Zug буксирует три прицепа по железной дороге

Существовали и многоприцепные (от 2 до 5 прицепов) версии с массой прицепа 510 тонн в которых все прицепы делались ведущими хотя бы на одной оси.
Даже при современном автомобилестроении сооружение подобного вездехода с общей массой 60 тонн (16 тонн масса самого тягача + 1517 тонн масса прицепа + 27 тонн масса орудия) представляется достаточно трудоемким как с инженерной точки зрения, так и с производственной.
После первых удачных испытаний военная комиссия во главе с начальником АвстроВенгерского генерального штаба фельдмаршалом Францем Конрадом фон Гетцендорфом была в восторге и потребовала начать скорейшее производство военного вездехода.
Следует дополнить, на испытаниях продемонстрировали оригинальную возможность, при переправе через реку по мосту не способному выдержать нагрузку вездеходного поезда (более 60 тонн), прицеп с орудием отсоединили, сначала мост переехал тягач, а следом за ним своим ходом мост переехал и прицеп с мортирой на борту. Питание электродвигателей осуществлялось по размотанному кабелю.
Помимо ходовых качеств и нестандартной компоновки вездеход поражал возможностью различного применения. Например, в комплект входили железнодорожные колеса, установленные внутри штатных обрезиненных как на самом М16 так и на прицепе, используя специальные пандусы машина с прицепом заезжала на рельсы. Дорожные колеса демонтировались и в таком варианте один тягач способен буксировать по железной дороге не один, а три тяжелых орудия со скоростью уже 27 км/ч.
До конца Первой Мировой войны было выпущено 349 единиц М16, надо сказать, что это очень много при тех возможностях машиностроения, для примера довоенная мощность завода изготовителя составляла 100120 машин (легковых) в год.
И еще один исторический факт, доподлинно известно, что подобные осадные орудия марки Шкода, которые таскали тягачи М16, использовались в Ленинградской блокаде, но вряд ли их таскали устаревшие вездеходы АвстроВенгерского происхождения.

сентябрь 2015. Евгений Агеев для  Новости 94

Похожие Записи

2 ответов на артиллерийский тягач – генератор Austro-Daimler M16 B-Zug/C-Zug

  1. Виолетта Романова:

    Артиллерийский тягач для подвоза боеприпасов Хорх ZU, 80 л.с., 1917 г. Диаметр передних колёс 120, задних — 180 см. Зарекомендовал себя с самой хорошей стороны.

  2. Gosti:

    Производство германских грузовых автомобилей, артиллерийских тракторов и тягачей во время Первой мировой войны шло со скрипом из-за сокращения поставок металла из России

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

« »