От «Бога Войны» до покорителей Антарктики

Фев 9 • Военные, Гусеничные, Советские Вездеходы • 3745 Просмотров • Комментариев к записи От «Бога Войны» до покорителей Антарктики нет

Артиллерия и средства её перемещения по полю боя сыграли одну из определяющих ролей для Великой Победы Советского Союза во Второй Мировой войне и во многом предрешили её исход. После частичного восстановления промышленности после тяжелого и затяжного военного конфликта было решено сделать основной акцент в вооружении именно на этот компонент, что привело к появлению целого ряда различных орудий, тягачей, самоходных артиллерийских установок и других устройств.

До момента создания гусеничных тягачей все операции по передвижению артиллерии выполнял колесный или полугусеничный транспорт, который в плане проходимости имел ряд существенных недочетов. Его способности не могли идти ни в какое сравнение с устройствами на гусеничной тяге и в высших эшелонах военного руководства решили заказать ряд таких машин для удовлетворения всех нужд «Бога Войны». Милитаризация и обновление армии стали далеко не единственными причинами появления АТ-Л и АТ-Т — промышленность и сельское хозяйство бурно развивающейся и восстанавливающейся страны нуждались в освоении множества труднодоступных районов, для чего колесный транспорт был также категорически непригоден.

От Бога Войны до покорителей Антарктики. Легкий тягач АТ-Л в Арктике

От Бога Войны до покорителей Антарктики. Легкий тягач АТ-Л в Арктике

При создании радикально новых устройств был использован ряд уже имеющихся у советских конструкторов наработок. Шасси для тягачей не проектировали заново: было решено использовать уже имеющееся решение, отлично показавшее себя на самых современных послевоенных танках того времени – Т-54. Другие же детали по возможности постарались унифицировать с автомобилями ЗИС и ЗИЛ, что также положительно отразилось на ремонтопригодности и стоимости обслуживания.

От Бога Войны до покорителей Антарктики. Тяжелый Тягач АТ-Т

От Бога Войны до покорителей Антарктики. Тяжелый Тягач АТ-Т

Лёгкую модификацию АТ-Л произвели впервые на Харьковском тракторном заводе в 1947 году. При массе чуть более восьми тонн она имела рекомендуемую грузоподъёмность две тонны, хотя на практике (и при умеренном бездорожье) этот показатель можно было превысить в полтора раза. Приводил машину в движение силовой агрегат ЯАЗ модели 204 с мощностью 110 лошадиных сил. Наличие мощной лебедки и высокая надёжность увеличили жизненный цикл модели до двух десятков лет: последние АТ-Л произвели в 1967.

От Бога Войны до покорителей Антарктики. АТ-Т Перед Парадом, на фоне магазина ПИОНЕР, ул. Горького в Москве

От Бога Войны до покорителей Антарктики. АТ-Т Перед Парадом, на фоне магазина ПИОНЕР, ул. Горького в Москве

Ввиду прихода на вооружение более точных ракетных комплексов, началось постепенное сокращение численности артиллерийских войск в пятидесятых годах, множество машин передавалось в пользование гражданским ведомствам — ими охотно пользовались лесные хозяйства, разведчики-добытчики нефти и газа, а также полярники. Модель сыграла если не решающую, то крайне важную роль в освоении Антарктиды и создании станции Восток” на полюсе недоступности — самом неприспособленном для жизни месте на земле.

404С родилась от Т54. Хариковчанка 2 - покоритель Антарктики

404С родилась от Т54. Хариковчанка 2 — покоритель Антарктики

Тяжёлая модификация АТ-Т решала те же задачи, но обладала значительно большими размерами и грузоподъёмностью. Она могла без проблем перевозить по бездорожью до пяти тонн полезной нагрузки, либо вытягивать застрявшие грузовые авто — для этого в комплекте имелась лебедка с усилием тяги в 25 тонн. Грузовое отделение способно было уместить до двух десятков единиц личного состава. Авто было выполнено на базе ЗИС-150 и участвовало в освоении Южного полюса наряду с другими машинами. На базе тягача изготовлен Арктический вездеход «Хариковчанка» 404С.

Модель АТ-Т использовали вплоть до восьмидесятых, когда полностью уступила место АТ-С — тягачу средних размеров с большим количеством сценариев использования.

январь 2016. Евгений Агеев для Новости 94

Похожие Записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

« »