О «Луноходе-1»

Вездеход из Титана и Алюминия давно на Луне. Отношение 1 к 9

Июл 15 • Видео Вездеходов, Космические Вездеходы, Советские Вездеходы • 1165 Просмотров • Комментариев к записи Вездеход из Титана и Алюминия давно на Луне. Отношение 1 к 9 нет

Луноход-1 – автоматический аппарат, предназначенный для исследования значительных областей поверхности Луны. Герметичный приборный отсек и самоходное шасси были основными элементами конструкции. В приборном отсеке находилась вся необходимая аппаратура для исследований. Ввиду отсутствия атмосферы у Луны, он также выполнял задачу по защите от воздействий внешней среды космического пространства.

Отсек имел верхнее днище, которое использовалось, как радиатор-охладитель и нижнее, которое соприкасалось с самоходным шасси. Сверху приборный отсек закрывался крышкой, которая использовалась по-разному. Ночью она препятствовала выходу тепла из отсека. Днем открывалась в пределах 0-180градусов и служила, как солнечная батарея, элементы которой размещались на внутренней стороне крышки.

С помощью солнечной батареи происходила зарядка аккумуляторной батареи, предназначенной для питания всего оборудования вездехода. Впереди приборного отсека находились две телевизионные камеры и другое оборудование. На левой и правой части (по ходу движения) располагались антенны и четыре панорамных камеры.

Сзади был размещен изотопный источник энергии, подогревающий газ, циркулирующий в приборном отсеке, и электромеханический привод, в задачу которого входило подъем и опускание девятого колеса, служившего для определения пройденного расстояния. Приборный отсек с оборудованием устанавливался на самоходном шасси.

Самоходное шасси.
Как понятно из названия, необходимо для передвижения вездехода по поверхности Луны. Самыми главными его отличительными особенностями считались:
1. Малый вес по сравнению с перевозимым грузом (отношение 1 к 9). Достигалось путем выполнения конструктивных элементов из таких материалов как титан и алюминий.
2. Высокая проходимость при малом энергопотреблении.
Самоходное шасси состояло из несущей конструкции, ходовой части, электромеханического привода, комплекта датчиков и блока автоматики шасси. Радиус поворота при движении – 3,5 м. на месте – 0,8м. Было оснащено 8 колесами, ширина каждого была 20 см и диаметр 51см. Шасси автоматически останавливалось при достижении опасных углов крена.

Радиокомплекс.
Во время передвижения по Луне телевизионные системы являлись наибольшим источником информации. Две камеры системы малокадрового телевидения позволяли видеть местность впереди вездехода. На основании собранной ими информации происходило управление его движением. Также на вездеходе (по бокам приборного отсека) были установлены четыре панорамные камеры, предназначавшиеся для навигации и топографических исследований.

Малокадровая система работала постоянно во время движения вездехода и передавала изображения с частотой 3-20сек. Частота кадров могла меняться, в зависимости от рельефа местности, состояния линии связи и скорости движения «Лунохода-1». Разрешающая способность позволяла четко и ясно видеть местность и направление движения. Панорамная система позволяла проводить наблюдения за окружающей местностью во время стоянок.

Тепловой режим.
Вездеходу нужно было функционировать в экстремальных условиях. Продолжительность дня на Луне равна продолжительности ночи и составляет около 14,75 земных суток. Огромная разница температур, ввиду отсутствия атмосферы и медленного вращения Луны, могла за несколько секунд вывести из строя все научное оборудование. Достаточно сказать, что во время лунного дня температура подымалась до +130 по Цельсию и опускалась до -170 во время лунной ночи. Амплитуда колебаний составляла 300 градусов.

Именно обеспечение нормального теплового режима стало главной проблемой при разработке. Чтобы обеспечить нормальную работоспособность вездехода, оборудование в приборном отсеке должно было функционировать в пределах 0-40 градусов. Для решения этой задачи были применены пассивные и активные средства терморегулирования. Двухконтурная система терморегулирования вездехода состояла из контура охлаждения и нагревания.

При выборе источника тепла были рассмотрены различные варианты: Солнце, химический подогрев, аккумуляторные батареи. Разработчики решили остановиться на изотопном источнике, который подогревал вездеход на протяжении лунной ночи. Для вывода ненужного тепла во время лунного дня, как радиатор–охладитель использовалось верхнее днище приборного отсека. Во время лунной ночи приборный отсек закрывался теплоизолирующей крышкой.

Система дистанционного управления вездеходом.
Водитель, получив соответствующую информацию, определял возможность дальнейшего движения и выдавал команды поворота, движения вперед и назад, остановки. Штурман прокладывал путь в заданном направлении. Бортинженер анализировал работоспособность всех систем по телеметрической информации, а также отвечал за обнаружение аварийных ситуаций. В состав экипажа входил оператор наведения остронаправленной антенны. Командир экипажа руководил движением и дублировал водителя, при этом именно ему принадлежал приоритет принятия решений.

 июль 2015. Евгений Агеев для Новости 94

Похожие Записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

« »