Венера 1969 Венера-5

Венера 1969

Июн 10 • Космические Вездеходы • 694 Просмотров • Комментариев к записи Венера 1969 нет

Компоновка автоматической межпланетной станции «Венера-5»

1 — кольцо крепления станции к разгонному блоку; 2 — блок автоматики управления микродвигателями системы ориентации; 3 — баллоны высокого давления системы ориентации; 4 — осушители орбитального отсека; 5, 6, 10, 12 — датчики системы астроориентации; 7 — коллекторы газовой системы ориентации; 8 — корректирующая двигательная установка (КДУ); 9 — баллоны КДУ; 11 — бленда датчика ориентации; 13 — орбитальный отсек; 14 — ультрафиолетовый фотомер; 15 — остронаправленная параболическая антенна; 16, 24 — малонаправленные антенны; 17 — радиатор системы терморегулирования; 18, 19, 20 — микродвигатели системы ориентации; 21 — счетчик космических частиц; 22 — панели солнечных батарей; 23 — спускаемый аппарат; 25 — бликозащитный экран датчиков системы астроориентации


Во время полетов двух межпланетных станций к Венере, которые состоялись в 1969 году, продолжались исследования атмосферы планеты. И хотя результаты предыдущего полета уже позволяли говорить о наличии на Венере супер экстремальных условий, руководители миссий «Венера-5» и «Венера-6» приняли решение не производить радикальные изменения в уже изготовленных аппаратах, а доработать спускаемый модуль. Производитель станций завод им. Лавочкина выполнил эти работы. Программа исследований осталась та же, что и у «Венеры-4» и предусматривала изучение атмосферы планеты.

Конструктивно станции практически не отличались от предшественницы «Венеры-4». Также, как и прежде был изготовлен орбитальный модуль, в котором на этот раз размещалось два научных прибора: прибор для исследования солнечного ветра и космических частиц и прибор для исследований, связанных с содержанием водорода и кислорода в окрестностях Венеры. Магнитометр был удален из состава научной аппаратуры.

Это было связано с тем, что надо было дорабатывать спускаемый аппарат и увеличивать прочность его конструкции. Инженеры сделали это за счет наращивания толщины его стенок, что естественно привело к увеличению его массы на 33 кг. Но возможности ракетоносителя «Молния-М», с помощью которого станции были выведены на траекторию полета к Венере, были ограничены и нужно было что-то снимать. Ввиду того, что исследования магнитного поля Венеры не были приоритетной задачей, было решено отказаться от магнитометра.

В самом спускаемом аппарате был существенно расширен диапазон измерения давления атмосферы, которое проводилось датчиками давления. Верхний предел диапазона подняли до 40 атм ( вместо 6,8 атм, как это было у предыдущей станции). Был установлен и новый прибор – фотометр, необходимый для измерения уровня освещенности планеты. Также в спускаемом аппарате были установлены еще два прибора: для изучения химического состава атмосферы и определения температуры и плотности атмосферы по высоте.

Небольшие изменения были сделаны в конструкции тормозного и основного парашюта. В этот раз они были изготовлены из термостойкой ткани, способной выдерживать температуры до 500 градусов. Благодаря большой плотности атмосферы планеты, стало возможным уменьшить их площадь, что значительно сократило время пребывания спускаемого аппарата в атмосфере. Благодаря конструктивным доработкам корпуса удалось значительно увеличить сопротивляемость наружному давлению – до 27 атм.

Запуск двух станций состоялся в начале года – 5 и 10 января. Станции были достаточно успешно выведены на траекторию полета к Венере. Отклонение от расчетной траектории были незначительны и составили в районе Венеры 25 тыс и 150 тыс км. Благодаря коррекции траектории станции успешно прилетели в при планетное космическое пространство Венеры. Во время их полета, в межпланетном пространстве проводились исследования солнечного ветра, космических лучей галактического происхождения и ультрафиолетового излучения Солнца. Станция «Венера-5» подошла к планете 16 мая, через 131 день после старта, а «Венера-6» через 127 дней после старта.

Спускаемые аппараты отделились от «Венеры-5» и «Венеры-6» перед их входом в атмосферу на высоте 37 тыс. и 25 тыс. километров от поверхности планеты соответственно. В тот же день станции вошли в атмосферу планеты и прекратили свое существование, передав на Землю уникальные научные данные о верхних слоях атмосферы и о водородной «короне» планеты. Спускаемые аппараты, снизив свою скорость до 210 м/сек, за счет аэродинамического торможения, автоматически привели в действие парашютную систему.

Во время всего снижения аппаратов в атмосфере связь с ними была устойчивой. Они смогли провести измерения давления и температуры до высоты 18 км, показатели которых составляли 27 атм и 320 градусов Цельсия. При сравнении показаний сделанных спускаемыми аппаратами были замечены различия по высоте для одинаковых значений давления и температуры. Этот результат объяснялся различием (примерно 13 км), связанным с высотой рельефа поверхности в местах спуска.

Сведения, полученные станциями, значительно расширили знания об атмосфере Венеры. Было установлено, что уровень углекислого газа находился в пределах 97%, содержание азота около 2%, а показатель уровня кислорода не превышал 0,1%. С помощью химического газоанализатора был измерен показатель водяного пара. Его содержание в атмосфере было не более 0,05%. Конечно же, это было ничтожное количество. Это было загадочным открытие, поскольку ученые того времени предполагали, что вода должна присутствовать в атмосфере, так как ее существование в привычном состоянии на поверхности не представляется возможным.

Новые измерения химического состава, температуры, давления и плотности, проведенные во время экспедиций «Венера-5» и «Венера-6», имели большое значение при понимании структуры атмосферы Венеры, а также ее происхождению. Полет станций позволил продвинуться в разрешении самого главного вопроса – почему на Венере, нашей соседке, условия существования настолько отличаются от земных.

Важнейшим результатом стало определение параметров атмосферы. Оказалось, что она практически полностью состоит из углекислого газа. Вопреки имевшимся представлениям о ее составе, в ней оказалось очень мало азота, кислорода и водяного пара. Температура на участке спуска увеличивалась примерно 10 градусов на каждый километр, что позволило вычислить показатели давления и температуры на поверхности Венеры.

Согласно этим расчетам температура должна быть в пределах 500 градусов, а давление достигать 100 атм. Такое давление аналогично давлению океанской воды на глубине около 900м. Проведенные исследования, позволили определить и показатель плотности атмосферы, который у поверхности оказался всего лишь в 10-15 раз меньше плотности воды.

Проникновение в такую среду очень сложно. Даже глубоководные батискафы, которые выдерживают давление на морских глубинах не подвергаются таким жестким агрессивным воздействиям, как это происходит на Венере. Условия окружающей среды на поверхности, наверно, можно сравнить с условиями в жерле вулкана. Однако в следующей экспедиции к Венере человечеству все же удалось преодолеть такие экстремальные условия и осуществить посадку на ее поверхность.

июнь 2015. Байбиков Вадим Вадимович для Новости 94

Похожие статьи:

АМС Венера-1

Венеру покорили в 1966 году

270 градусов по Цельсию при 18 атмосферах давления

Читайте пожалуйста много интересных статей в Рубрике Космос Новости 94 (нажмите чтобы посмотреть)

Посмотрите статьи о космических вездеходах (перейдите пожалуйста по ссылке)

Похожие Записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

« »