ГАЗ-011 - земноводный

ГАЗ-011 — земноводный

Апр 19 • Вездеходы Амфибии, Военные, На колёсах, Советские Вездеходы • 1601 Просмотров • Комментариев к записи ГАЗ-011 — земноводный нет

Техническая адаптация
Почти сразу после того, как завершилась Великая Отечественная война в НАМИ начался поиск идей для создания перспективного вида боевой техники: плавающего автомобиля или вездехода-амфибии. В рамках технического задания, заказчик (Министерство Обороны) потребовал за основу взять серийно выпускавшийся в войну внедорожник ГАЗ-67 он-же ГАЗ-64 (Виллис).

Образцом «водоплавающего» вездехода для наших конструкторов стал заокеанский Ford GPA. Однако, ГАЗ-67 и его американский собрат существенно отличались друг от друга. У нашего прототипа не было некоторых узлов, которые позволили бы установить гребной винт на сухопутный вездеход. Зато при проектировании ГАЗ-69 эти недостатки учли сразу, поэтому разработчиком амфибии стал НАМИ, которому горьковский завод поставлял узлы и агрегаты для нового прототипа внедорожника.

Весной 1949 года прототип под обозначением НАМИ-011 успешно прошёл государственные испытания. Инженерам автомоторного института удалось с минимальными усилиями адаптировать серийный внедорожник к «земноводной» жизни. За это ряд конструкторов были награждены Сталинской премией, а в 1951 году планировалось начать серийный выпуск МАВ (малый автомобиль водоплавающий).

После столь успешных испытаний, ГАЗ, казалось бы, был готов к серийному выпуску новых машин, однако мешало то, что нужны были уже устаревшие агрегаты от ГАЗ-67, которых в производстве на тот момент почти не было (вся производственная цепочка перешла на постройку вездеходов ГАЗ-69). Но с указанием руководства было не поспорить… Одновременно начались работы по прототипу амфибии на базе ГАЗ-69.

Между двух огней
Два прототипа вездехода амфибии разрабатывались параллельно, но широкомасштабную постройку сразу двух машин начать было невозможно. В результате вместо заслуженной награды ряд известных конструкторов получили суровые взыскания. Оставшиеся уже занимались не НАМИ-011, а его собратом ГАЗ-46, той самой амфибии на основе ГАЗ-69.

От своего прародителя амфибия отличалась очень сильно. У машины сделали полностью водонепроницаемый кузов и двигалась по воде с помощью гребного винта. Кроме перевозимого груза вездеход мог буксировать лёгкое артиллерийское орудие. Впереди располагался моторно-трансмиссионный отсек, а за ним – отделение экипажа. Раздаточную коробку без изменений перенесли на вездеход от ГАЗ-69.

Карданный вал, выходящий из раздатки, передавал вращающий момент на гребной винт. Защита двигателя от воды осуществлялась с помощью подъёмного водоотбойника в передней части корпуса машины. Но главной особенностью ГАЗ-46 стали колёса, которые можно было использовать для передвижения даже в полуспущенном состоянии, что повышало проходимость. Число выпущенных экземпляров точно не известно, но помимо СССР передовую амфибию получили государства Варшавского договора. Производство остановлено с перемещением выпуска ГАЗ-69 из Нижнего Новгорода в Ульяновск.

апрель 2016. Костин Константин Александрович для Новости 94

Похожие Записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

« »