Советская история, после Великой Победы ГПИ-21 (на заднем плане) и ГПИ-22

Советская история, после Великой Победы

Дек 23 • Гусеничные, Интересно!, Советские Вездеходы • 1459 Просмотров • Комментариев к записи Советская история, после Великой Победы нет

ГПИ-21 и ГПИ-22 – два снегоболотохода, которые стали своего рода символами машиностроительной мощи той эпохи, когда велись активные работы по созданию универсальной машины для преодоления препятствий. Их появление выпало на послевоенные годы, а изготовление первых опытных образцов – на годы возврата всех производственных мощностей из эвакуации (1947 и 1948 годы). Именно с появлением этих прототипов конструкторы Горьковского политехнического института (ГПИ) во главе с С.В. Рукавишниковым пришли к использованию ряда решений, положительно зарекомендовавших себя уже как серийные модели, наиболее ярким примером которой является ГПИ-23. В более позднем периоде инженеры создали и сугубо гражданские версии гусеничных вездеходов С-ГПИ-17 и первых Советских снегоходов ГПИ-15.

Существует много причин, по которым модели ГПИ-21 и ГПИ-22 так и остались опытными образцами. Во-первых, заказчиками у конструкторского бюро были военные, а экономическая целесообразность затрат на ту или иную технику была главным принципом, по которому определяли, жить или умереть какой-либо модели. У данных решений все проблемы с прочностью и массой корпуса были сведены на нет, но вот их габариты и, соответственно, грузоподъемность были крайне неудовлетворительными.

Советская история, после Великой Победы ГПИ-21 тащит волокуши на Севере СССР

Советская история, после Великой Победы ГПИ-21 тащит волокуши на Севере СССР

Заказав небольшой вездеход с длиной около 5 метров, военные позже решили, что столь миниатюрное решение им не подойдет и отказались от его массового производства. Стоит отметить, все заводские и полевые испытания обе машины прошли «на ура», но сама концепция столь малого средства передвижения такого плана была отвергнута. Во-вторых, ведущий конструктор М.В. Веселовский во время проведения испытаний лично управлял одним из образцов, а рядом с ним седел начальник тыла Советской армии Маршала Советского Союза И.Х. Баграмян, и в разговоре Веселовский сообщил, что уже сейчас (в ходе испытаний) знает как улучшить вездеход и увеличить грузоподъемность.

Своеобразной работой над ошибками стало создание ГПИ-23, который конструктивно ничем не отличался от своих старших братьев, но и имел в несколько раз большую грузоподъемность за счет банального увеличения габаритов почти в полтора раза – с пяти метров до семи. Показатели продуктивности увеличились более, чем значительно: с 1 тонны в 21-й и 22-й моделях до 3.5 (в среднем) у 23-й.

Советская история, после Великой Победы ГПИ-22 Вытаскивает санитарную машину из снежного плена

Советская история, после Великой Победы ГПИ-22 Вытаскивает санитарную машину из снежного плена

В дальнейшем конструкторское бюро и заказчики предпочли отказаться от устройств со средней грузоподъемностью: у большей части подобных моделей этот показатель был либо вдвое ниже, либо в вдвое выше. А относительно быстрый, довольно маневренный и мощный вездеход средних размеров остался лишь в роли большого количества опытных образцов – спрос на него упал до ноля, если вообще когда-либо существовал.

Тем не менее, ГПИ-21/22 являются отличным примером надежного устройства. Его ремонт, теоретически, не затруднялся отсутствием запчастей – практически все «внутренности» средства передвижения были унифицированы с популярными на то время грузовыми автомобилями ГАЗ-51. Гусеницы и другие комплектующие были взяты с самоходной артиллерийской установки СУ-76, которая на то время выпускалась в больших объемах. Не будь командование столь категоричным в своих решениях, линейка снегоболотоходов получила бы свое развитие и дала бы толчок к развитию этого направления в будущем.

декабрь 2015 Евгений Агеев для Новости 94

Похожие Записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

« »