Последний из Горьковского Политеха Снегоболотоход ГПИ-23

Последний из Горьковского Политеха

Фев 9 • Гражданские Вездеходы, Гусеничные, Советские Вездеходы • 1042 Просмотров • Комментариев к записи Последний из Горьковского Политеха нет

Производство машин-амфибий с повышенной проходимостью активней всего происходило именно в послевоенные годы, когда необходимость в развитии сельского хозяйства и военной отрасли и промышленности были максимальными. Больше всех в этом преуспел именно ГПИ: за шесть лет после начала создания первых плавающих гусеничных машин, они уже произвели на свет 3 высококлассных прототипа. Все они прошли испытания заказчиками, а точнее, государственными комиссиями и признаны полностью пригодными к использованию в сложных погодных условиях и при полном бездорожье. Ими стали модели 21, 22 и 23.

Первые две машины имели небольшую грузоподъемность и отличались не слишком высокой надежностью — для прототипа она была превосходной, но как потенциально серийный образец, они нуждались в существенной доработке. Особенно это касалось 22-й модели, ее предшественница полностью удовлетворила комиссию и не вызвала нареканий у государственных органов контроля. Вторая вариация гусеничной плавающей машины по задумке должна была исправить недостатки первой, но в сумме недочетов даже опередила ее. ГПИ-22 никогда широко не использовали ни в сельском хозяйстве, ни в военной отрасли.

Советская история, после Великой Победы ГПИ-21 (на заднем плане) и ГПИ-22

Советская история, после Великой Победы ГПИ-21 (на заднем плане) и ГПИ-22

Тогда же было принято решение отказаться от сотрудничества с главным конструктором Веселовским и передать эти полномочия С. В. Рукавишникову. На бумаге же конструктор так и остался главным, пусть и доверие к нему было уже подорвано. Такой ход подкреплялся заключенным контрактом на разработку новой машины, а бюджет проекта составил 750 тысяч рублей. Несмотря на внушительность суммы на бумаге, на практике недостаток средств начал быстро сказываться на характеристиках машины. Учитывая недостаток динамики у ГПИ-21 и ГПИ-22, в новую модель было решено установить двухсотсильный двигатель от ЯАЗ, чтобы достичь оптимального соотношения мощности к весу. К сожалению, силовой агрегат этой модели, решил бы множество хронических проблем тогдашних машин-амфибий, однако так и не был использован — его заменили на сходную вариацию, мощность которой была почти вдвое ниже.

Динамика (как самое слабое место линейки ГПИ) в 23-й модели стала еще хуже, хотя создателям удалось почти вложиться в бюджет: общая стоимость разработки составила около одного миллиона рублей. Предлагался и более дорогой вариант с 165-сильным мотором, но он также не обеспечивал должной мощности. По проходимости же все контролирующие органы признали авто полностью удовлетворяющим первоначальные требования.

Более пол десятилетия работы над обновленным решением, по сути, были потрачены впустую, как и семизначная сумма — несмотря на документальное одобрение, проект ГПИ-23 был убран в долгий ящик и доставать его оттуда уже никому не приходилось. Разработка гусеничной машины, которая должна обеспечить отличную грузоподъемность и легкое преодоление полного бездорожья, была полностью прекращена летом 1952 года.

ГТС - 47 первый Советский гусеничный транспортер снегоболотоход

ГТС — 47 первый Советский серийный гусеничный транспортер снегоболотоход

Однако опыт, полученный во время разработки этих вездеходов-амфибий, был использован при создании многих видов гусеничных машин в первую очередь для военных нужд. Так, созданный Михайловым С.Б. ГАЗ-47 ГТ-С также имеет копотную компоновку низкую платформу кузова, что явно указывает на использование инженерно-конструкторских наработок Веселовского и Рукавишникова.

Известен исторический факт: Михайлов просил военное ведомство поставить в известность М.В.Веселовского в суть технических требований, но по причине высокой секретности военные отказали. А Веселовский и Рукавишников после ответов на многие вопросы при личной встречи с Липгартом просто отправили технические материалы по своим и иностранным разработкам в Горький. Под иностранными разработками следует понимать Канадские Bombardier, несколько штук таких снегоходов поставлялись в Советский Союз по ленд-лизу во время Великой Отечественной Войны и кстати на их базе построен снегоход С-20.

январь 2016. Дмитрий Сушинский для Новости 94

Похожие Записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

« »