Послевоенный, не полноценный. БТР-152 на службе во Вьетнамской Армии

Бронетранспортер долгожитель

Янв 26 • Военные, На колёсах, Советские Вездеходы • 1129 Просмотров • Комментариев к записи Бронетранспортер долгожитель нет

ЗИС-152 (он же БТР-152) – одна из наиболее растиражированных моделей бронетранспортера, созданная на основе грузовика ЗИС-151. Бронетранспортер отличался превосходным соотношением стоимости, неприхотливости в обслуживании и долговечности – красноречивым фактом является дата снятия этой модели с вооружения (1993 год).

Начало эта модель военного вездехода взяла еще до войны, когда в различный конструкторских бюро этой страны активно производилась работа над грузовиками. Первоочередной задачей стало обеспечение высокой подвижности на пересеченной местности, чего не удавалось достичь в предыдущих моделях. В НАМИ еще в конце 30-х годов был разработан прототип, который впоследствии стал именоваться ЗИС-151 и стал одним из лидеров по длине жизненного цикла среди гражданских грузовых автомобилей. Но выпуск первого гражданского грузовика пришелся на 1946 год – помехой для разработки стали война и эвакуация всех стратегически важных предприятий за Урал. Тогда все ориентировались на сиюминутные нужды Красной Армии – это было гораздо важнее тестирования грузовика. В 1944 работы были возобновлены и спустя пару лет уже поставлены на конвейеры на Московском автомобильном заводе имени Сталина.

Неприхотливость в обслуживании и большой тираж модели стали отправной точкой для разработки других решений на его основе. Спустя пару лет тестирования грузовиков в реальных условиях, конструкторы НАМИ получили заказ на создание бронетранспортера на базе данного автомобиля. Такое решение устраивало всех: за счет унификации большинства деталей жизненный цикл модели был бы максимальным, а затраты удалось бы снизить на порядок. Уже в 1950 году первые БТР-152 сошли с конвейера того же завода имени Сталина. Большой спрос на них позже заставил перенести часть производства еще и в Брянск на местный автомобильный завод. Суммарно за пять лет было выпущено чуть менее 15 тысяч различных вариаций БТР, множество из которых ли экспортными образцами. Эти машины до сих пор успешно используются в Ираке, Сирии, Вьетнаме, Северной Корее, ряде Африканских стран, а также долгое время производились в Китайской Народной Республике.

Мощность двигателя и легкость колесной базы позволяли перевозить довольно толстую броню: до 13 мм на градус на фронтальной стороне и около 6-7 мм на градус в остальных местах. Днище также было надежно защищено от нежелательных наездов на фугасные мины – в этом плане БТР-152 показывал незаурядную надежность. Клиренс, по сравнению с материнской моделью, увеличили до 30 сантиметров – это позволило значительно увеличить проходимость в сочетании с изменением конструкции днища. Умелое проектирование позволило практически полностью избежать выпуска уникальных деталей – почти все подходили от гражданских ЗИС-151. Использование силового агрегата ЗИЛ-123С позволило добиться максимальной скорости по дороге в 65 км/ч и запаса хода почти в 500 км. Перевозить бронетранспортер мог до 17 человек десанта, также имея два водительских места.

январь 2015. Евгений Агеев для Новости 94

Похожие Записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

« »