Колесно-гусеничный танк «Сен-Шамон»

Колесно-гусеничный танк «Сен-Шамон»

Авг 18 • Вездеходы Фото, Военные, Гусеничные, Зарубежные Вездеходы, На колёсах • 1353 Просмотров • 1 комментарий к записи Колесно-гусеничный танк «Сен-Шамон»

Сейчас без танков трудно представить войну даже между самыми отставшими государствами — вооруженные силы стран Третьего мира комплектуются пусть и безнадежно устаревшей, списанной в продвинутых державах бронетехникой. Живая сила во множестве сценариев не готова обеспечить спокойствие на границах и внутри территорий — именно поэтому и в наше время танки существенно влияют на баланс сил в регионах. Так было не всегда: первые машины не имели достаточного вооружения, не умели передвигаться по земле со скоростью свыше 5 километров в час, но наводили ужас на солдат противника своим сопротивлением пулям, небывалой проходимостью (с учетом времени) и незнакомым внешним видом. Одним из первых стал колесно-гусеничный танк Сен-Шамон М21 (цифры в обозначении по модельному году) – первый французский танк (а скорее танкетка) и одна из первых бронированных машин на колесно-гусеничном ходу.


Современные машины двойной проходимости


Колесно-гусеничный танк «Сен-Шамон». В боевом состоянии.

Колесно-гусеничный танк «Сен-Шамон». В боевом состоянии.

Развитие колесно-гусеничных моделей танков стало актуальным сразу после победы над Антантой. Идея строительства вооруженных вездеходов на двух видах движителей принадлежит офицеру Австо-Венгерской армии Бурштыну Гюнтеру и датируется 1911 годом. Суть предложения сводилась к обеспечению скоростных показателей на марше и увеличению ресурса гусениц, подвески и трансмиссии для боевого применения. Гусеничные движители обеспечивали на марше не более 5 км/ч и при этом рвались гусеницы, выходили из строя редуктора и коробки передач. Например танк CA-1 Шнейдер (Schneider CA1) имевший по тем временам очень серьезное вооружение — 75 мм гаубицу развивал скорость 4 км/ч на марше и только 2 км/ч в бою и на пересеченной местности, а для самого удачного танка первой мировой — Renault F-17 производился специальный полуприцеп который возил танк «повоевать».


Гусеничный Танк из гражданского автомобиля


Танки применялись в Первой Мировой войне выборочно, цена новых машин стала самым дорогим видом вооружения на сухопутном фронте. Их использовали для подрыва дотов, прорыва флангов укрепленных артиллерией и пулеметами и т.д. пушка Шнайдера или Сен-Шамона на его базе могла вести прицельный обстрел с малого расстояния и наносить серьезный урон, а броня предотвращала потери личного состава. Тем не менее, именно крупное поражение и захлебнувшееся наступление генерала Нивеля (речь не о Невельской мясорубке) стали одним из самых громких событий в поздней Первой мировой. Далее командование более осторожно стало использовать новые устройства, хотя их потери все равно были крупными несмотря на близившееся поражение Германии.


Предшественник «тридцатьчетвёрки» — Колёсно-гусеничный танк А-20


Итак, легкий, пехотный, колесно-гусеничный танк Сен-Шамон М21 (Saint Chamond — название города).

Множество деталей и инженерных решений в машине оказались революционными: это первый танк с гибридным электроприводом, созданный для поддержки атакующей пехоты одним единственным пулеметом 8-мм Hotchkiss Mle 1914, первое устройство с укороченной гусеничной базой и первый из тех, чья проходимость более или менее соответствовала хотя бы уровню современных внедорожников. Важной особенностью машины стала возможность перехода с колес на гусеницы не покидая экипажем танка за 10 минут, за счет усилия силовой установки, что безусловно важно при вступлении в бой, а вот переход обратно с гусениц на колеса требовал «спешится» обоих членов экипажа (стрелка и механика водителя) и установить специальные деревянные пандусы (возили с собой), на которые гусеницами заезжал танк и без усилия опускал колеса. Инженеры не с первого раза научили танк ездить по болоту. Первый вариант гусениц отвергли из-за высокого удельного давления на грунт, затем гусеничное полотно немного расширили, после чего результаты стали лучше. Подвижность военного вездехода на заболоченной местности все равно оказалась не высокой (помните, укороченная гусеничная база) и инженеры приняли решение в последних партиях расширить ее еще, что сделало гусеницы крайне тяжелыми. Бонусом стала возросшая проходимость, что, впрочем, не повлияло на эффективность действий танковых соединений французов.


Не танк, а песня


Отдельно следует рассказать о системе, которая приводила в движение Сен-Шамон. Гибридная система оказалась сложной даже по нынешним временам, но давала танку большое преимущество в бою и на марше: двигатель мощностью менее 40 сил вращал динамо-машину, которая питала два электрических мотора для каждой из гусениц. Скорость бронемашины в бою на гусеницах составляла целых 8 километров в час – немного быстрее, чем строевой шаг пехотного подразделения, зато на колесном ходу развивал скорость до 30 км/ч. Ремонтопригодность Сен-Шамон вызывала огромные нарекания, а буксировать 3,5 тонную машину даже по дороге на колесном ходу могли единицы, что уж говорить про машины оставленные на поле-боя на гусеницах.


Броня крепка, и танки наши быстры*…


Несмотря на то что  М21 были экспериментальными и конструкцию нельзя назвать удачной даже по сравнению с аналогами того времени, считаю — свою задачу они выполнили сделав большой шаг в развитии танковой индустрии.

август 2016. Евгений Агеев для Новости 94

Похожие Записи

Один ответ на Колесно-гусеничный танк «Сен-Шамон»

  1. Олег:

    Очень грамотное решение по тем временам! и скорость на марше и проходимость в бою

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

« »