Лунный Ровер General Motors и Астронавт НАСА Джеймс Ирвин 1971 год Аполло 15

«Лунный ровер» от General Motors

Мар 16 • Вездеходы, Зарубежные Вездеходы, Космические Вездеходы, На колёсах • 1845 Просмотров • 1 комментарий к записи «Лунный ровер» от General Motors

После того, как в 1968 году был закрыт проект по созданию средства передвижения по поверхности Луны, большинство компаний разочаровались этим решением НАСА. Более того, ведь тогда же, космическое агентство Америки поставило крест вообще над идеей создания лунохода. Только компания General Motors самостоятельно продолжила свои разработки в этой области. Это действительно был тот случай, когда настойчивость и увлеченность идеей, победила прагматизм руководства НАСА. Ведь благодаря людям из этой компании был создан вездеход, который непосредственно управлялся человеком и перемещался по поверхности другого небесного тела. Экспедиция «Аполлона-15» на Луну позволила всем жителям Земли узнать о новом виде транспортного средства, которое вошло в историю человечества под названием «Лунный Ровер».

Ученые этой автомобильной компании решили, что НАСА допускает ошибку, прекращая проект по созданию средства передвижения по Луне. Они захотели изменить это решение. Во время обсуждения этого вопроса с руководством НАСА, они интересовались возможностью поместить вездеход, где-нибудь в посадочном модуле. Оказалось, что в нем имелся грузовой отсек, но создавался он для хранения инструментов и имел специальную форму пирамиды. Размеры отсека были примерно 5 куб. м. Это сравнимо с багажником небольшого грузовика.

Казалось, что проблему решить нельзя, но ученые не сдавались и менее чем через месяц изготовили все необходимые чертежи. Потом был изготовлен макет, который был в два раза меньше настоящей модели. Но в таком виде он явно не помещался в грузовой отсек. Пришло на помощь японское искусство оригами. Решено было воспользоваться именно его идеями – вездеход должен быть складной, чтобы поместить машину внутрь.

Сиденья, шасси складывались и поворачивались, после чего примыкали к корпусу. Переднее шасси также складывалось. Подвеска была устроена так, что колеса в таком сложенном состоянии без труда помещались в грузовой отсек посадочного модуля. После того, как был окончательно изготовлен проект, его решено было показать Вернеру фон Брауну.

Ему был показан фильм о функционировании этого вездехода, после чего инженеры объяснили, как его поместить в посадочный модуль. Фон Браун сказал, что идею однозначно необходимо реализовать. Так была реанимирована программа «Луноход для НАСА». Благодаря стараниям компании General Motors идея создания транспортного средства перемещения по Луне получила второе рождение.

НАСА объявило тендер по строительству вездехода. Планировалось запустить его на «Аполлоне-15». Казалось бы, что у других компаний нет никаких шансов победить General Motors, но случилось непредвиденное. Компания Grumann Aerospace занималась разработкой грузового отсека посадочного модуля и заявила о своей готовности изготовить и сам лунный внедорожник. Они предложили новшество, которое заинтересовало всех – конусообразную конструкцию колес.

Такая форма колес отлично защищала конструкцию от грязи, песка, камней и прочего. Это была настоящая новация. Проведенные испытания подтвердили жизнеспособность этой идеи. У General Motors было преимущество в технической части. Их вездеход был сконструирован идеально и имел складную-раскладную конструкцию. НАСА отдало предпочтение General Motors. До старта «Аполлона-15» оставалось 15 месяцев.

Июль 1969.

В это время с Луны возвратился первый человек, который побывал на ее поверхности и, конечно же, разработчиков вездехода очень интересовало его видение лунной поверхности. Нил Армстронг, который первый ступил на поверхность другого небесного тела, сообщил определенные особенности лунного грунта. Его информация в принципе была некоторой неожиданностью для ученых. Он сказал, что лунная пыль ко всему прилипает.

Ввиду этой подробности, ученные, на некоторое время, даже приостановили все работы. Ведь изначально предполагалось использовать резиновое колесо для перемещения на поверхности Луны, которое согласно полученной информации о лунном грунте, теперь использовать было невозможно. Более того, также было решено отказаться и от резиновой шины. Во-первых, стало понятно, что резина не выдержит низких и высоких температур. Во-вторых, прокол шины вызвал бы значительные трудности при ее замене.

Инженеры начали заново изобретать, но теперь уже космическое колесо. Это им удалось. Внешний слой было решено сделать из проволоки. Само колесо должно быть металлическим. Оболочка была устроена так, что при соприкосновении с поверхностью колесо набирало грязь, но когда колесо отрывалось от нее, вся накопленная грязь отлипала. Были проведены тесты с плавучестью колеса, сцеплением с поверхностью. Каждое колесо приводилось в движение собственным электромотором. Его питание осуществлялось от аккумулятора, который находился в передней части вездехода.

Также проблемой стало непонимание того количества энергии, которое необходимо было для приведения в движение этого лунохода. Ведь, чем больше вырабатывается энергии, тем сильнее должно быть охлаждение системы. Более того, аккумуляторы при слишком низких или слишком высоких температурах переставали работать. Было найдено просто гениальное по своей простоте решение – использовать обыкновенный воск. В твердом состоянии воск отличный теплоизолятор, но по мере увеличения температуры, воск поглощает энергию. Были сделаны специальные крышки-прокладки, в которых герметично находился воск. Когда он расплавлялся до определенного состояния, вездеход можно было остановить и немного подождать, пока воск затвердеет. После чего можно было продолжать движение.

Еще одна проблема, с которой столкнулись разработчики, состояла в том, что нужно было предусмотреть не просто складную-раскладную конструкцию, а еще и то, чтобы эта конструкция просто и легко раскладывалась. Ведь на поверхности Луны, космонавты, находясь в скафандрах, не могли бы так выполнять действия, как инженеры на Земле. Было решено придумать специальные ручки, потянув за которые, можно было бы придать вездеходу нужную форму.

Однако работ и всплывающих проблем было очень много и по всему виделось, что разработчики вообще не успевают с окончательным производством лунного ровера. Казалось, что программа «Аполлон» так и не получит лунный вездеход.

Но тут вмешались обстоятельства. 14 апреля 1970г. произошел взрыв кислородного бака на «Аполлоне-13». После благополучного возвращения на Землю экипажа этого космического аппарата, старт «Аполлона-15» был перенесен на июль 1971 года. Видно так уж было устроено, что средство передвижения по Луне должно было быть сделано и побывать на ее поверхности.

Читайте продолжение Три Лунных вездехода от General Motors 

(перейдите пожалуйста по ссылке)

март 2015. Евгений Агеев для Новости 94

 

Читайте пожалуйста много интересных статей в Рубрике Космос Новости 94 (нажмите чтобы посмотреть)

Посмотрите статьи о космических вездеходах (перейдите пожалуйста по ссылке)

Похожие Записи

Один ответ на «Лунный ровер» от General Motors

  1. Плиткин:

    «Лунный Ровер» № 1 делали на заводе корпорации Boeing в Кенте, штат Вашингтон , перед самой отправкой в Космический центр имени Кеннеди

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

« »