Лунные ночи, длинные очень

Июл 17 • Видео Вездеходов, Космические Вездеходы, Советские Вездеходы • 558 Просмотров • Комментариев к записи Лунные ночи, длинные очень нет

Для обеспечения нормальной работы «Лунохода-1» на поверхности Луны, разработчикам необходимо было решить несколько сложных конструкторско-технических задач. После приземления посадочной ступени на лунную поверхность нужно было обеспечить нормальный сход вездехода с нее. Для этого предусматривались специальные трапы, которые открывались как сзади, так и спереди. Само направление схода выбиралось после тщательного осмотра местности. Достаточно сказать, что на выполнение этого этапа понадобилось 3ч 17мин.

Что же должен был делать вездеход? Из самых важных задач можно выделить:
1. Определение средней скорости при движении в заданном направлении.
2. Отработка системы дистанционного управления.
3. Определение местоположения, выбор маршрута движения и вывод лунохода в заданную точку.
4. Проверка теплового режима и работоспособности системы терморегулирования во время лунного дня и ночи.
5. Исследования лунного грунта, радиационной обстановки, обусловленной космическими межгалактическими лучами и солнечным ветром.

Программой исследований было предусмотрено функционирования вездехода на лунной поверхности в течение 90 суток, что составляло три лунных дня и ночи. Во время первого лунного дня, в основном, проводилось изучение несущей способности грунта. Грубо говоря, нужно было понять, как вездеход будет себя чувствовать при движении на такой поверхности и приспособиться к его управлению.

О «Луноходе-1»

О «Луноходе-1»

Перед наступлением лунной ночи происходила подзарядка аккумуляторных батарей, чтобы обеспечить нормальное функционирование вездехода в дежурном режиме. Было проведено двенадцать сеансов связи, из них четыре для осуществления движения, один для изучения химического состава грунта, семь для передачи телеметрия, необходимой для понимания работоспособности аппарата. Пройденное расстояние за первый день – 195 м. Приборы, позволявшие исследовать радиационную обстановку, работали непрерывно до наступления лунной ночи.

Во второй день предусматривалось, как можно максимально удалиться от посадочной площадки. Удалось пройти расстояние 1521м. Для обеспечения движения в нужном направлении проводилась постоянная съемка поверхности. Пройденное расстояние способствовало более частому забору образцов грунта, что позволило провести его анализ на больших площадях.

В третий день нужно было решить простую навигационную задачу – вывести вездеход в нужную точку. Этой точкой была выбрана посадочная ступень, которая к концу второго дня не была в пределах прямой видимости из-за условий рельефа. При подходе к посадочной ступени предусматривался ее обзор камерами с разных сторон. Во время движения продолжалось проведение различных экспериментов с лунным грунтом. По итогам третьего дня, можно сказать, что команда управления успешно справилась с задачей, пройдя расстояние 1870 м.

С четвертого по одиннадцатый день вездеход исследовал кратера и рельеф местности около посадочной площадки. Максимальное пройденное расстояние было зафиксировано в пятый день – 2004м. В период лунной ночи с самоходным аппаратом проводились сеансы связи, чтобы понять работоспособность системы терморегулирования.

За время работы на Луне вездеход проехал 10540м. Какие удалось зафиксировать факты. Его скорость на Луне оказалась выше, чем на наземном полигоне из-за более ровной поверхности. Порадовала и надежность системы, которая определялась так: вероятность выдачи ложной команды и вероятность попадания в критическую ситуацию (кратер, камень и т.п.). Из переданных 11 тыс. команд не оказалось ни одной ложной.

Критические ситуации на пути лунохода возникали не так часто, как предполагалось изначально. Это происходило через каждые 800-1000м. Однако если учитывать отсутствия опыта у команды управления, условия освещенности и качество передаваемого телеизображения, можно говорить о максимально высокой степени надежности «Лунохода-1».

Стоит сказать и о надежности работы самоходного шасси. Оно не испытало ни одного отказа. Колеса успешно выдерживали неоднократное изменение температуры с -140 до +140, что абсолютно не отразилось на их работе и функционировании. Самоходное шасси при передвижении по Морю Дождей потребляло 300вт, что говорило о его высокой экономичности. Команде управления удалось сделать 500 поворотов. Количество пройденных кратеров диаметром 550 м и больше – 140. Максимальный наклон, который безопасно преодолел вездеход – 30 градусов.

Система терморегулирования также успешно выполнила все свои задачи. Температура газа в приборном отсеке находилась в пределах +7-+32 градусов. Температура солнечной батареи от -20 до +140.

июль 2015. Байбиков Вадим Вадимович для Новости 94

Похожие Записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

« »