Через кратер. Советский Художник Соколов А.К. Москва 1977

11,5% алюминия + 4% железа = Луна

Июн 2 • Космические Вездеходы • 1056 Просмотров • Комментариев к записи 11,5% алюминия + 4% железа = Луна нет

Рассмотрим некоторые результаты научных исследований и измерений, выполненных «Луноходом-2». В течение первых двух лунных дней вездеход передвигался в юго-восточном и южном направлениях к материковому району. В морском районе встречались уже знакомые формы лунного рельефа. В основном это были малые кратеры, в некоторых случаях окруженные россыпями камней. Наиболее часто попадались древние, сильно сглаженные кратеры, но встречались, хотя и реже, свежие. По глубине этих молодых кратеров были сделаны оценки толщины реголита. Было установлено, что толщина реголита – от одного до шести метров, что хорошо согласуется с ранее имевшимися данными.

В предматериковой холмистой зоне мощность реголита достигалав некоторых местах 10 м. В этом же районе в одном месте были обнаружены оползневые террасы протяженностью до 10-15 м, а в другом до нескольких сотен метров. Данные, полученные при изучении интенсивности малых кратеров, показывают, что в предматериковом районе она в 2-3 раза меньше, чем в морском.

В районе тектонического разлома, как уже отмечалось, вездеход обнаружил выход коренных пород на поверхность, мощность которого достигала нескольких десятков метров.

Механические свойства грунта, согласно проведенным исследованиям, изменяются в широком диапазоне пределах. Основные их различия, как предполагают, могут быть связанны с особенностями местности. При движении вездехода попадались участки с повышенной просадочностью, а также с незначительным слоем рыхлого материала на довольно твердом основании.

Определение химического состава лунного грунта вдоль трассы движения являлось одной из важных задач вездехода. Особенность этих исследований в данном случае заключалось в том, что необходимо было особое внимание уделить определению содержания в породах Луны наиболее характерных химических элементов и, в частности, железа. Дело в том, что в морских районах Луны содержание железа больше, чем в материковых. Представляло большой интерес и отношение содержания железа к каким-либо другим химическим элементам, например, к алюминию. В районе посадки космической станции «Луна-21» были проведены первые измерения химического состава лунных пород. При этом были получены следующие данные: содержание железа около 6%, алюминия около 9%. По мере продвижения вездехода к материковому району содержание железа в лунном грунте стало уменьшаться и соответственно увеличиваться содержание алюминия. Так 19 февраля вездеходом было зарегистрировано наиболее низкий показатель содержания железа (около 4%) и наиболее высокий алюминия (около 11,5%). Следовательно, удалось экспериментально установить изменения химического состава лунной поверхности в зависимости от принадлежности к морским или материковым районам.

Большое внимание при работе с «Луноходом-2» уделялось проведению магнитных исследований. Известно, что Луна обладает слабым магнитным полем. Существуют, по крайней мере, три основные теории его происхождения. Первая заключается в следующем: Луна когда-то обладала жидким ядром, содержащим железо. Потом оно остыло, но лунные недра сохранили остаточную намагниченность. Вторая: захват магнитного поля другого небесного тела, хотя она маловероятна. Третья, в соответствии с которой намагничивание – это последствие падений метеоритов.

В результате выполненных измерений удалось установить, что магнитное поле на поверхности Луны очень неоднородно. Кроме того, замеры магнитного поля, сделанные в местах стоянки вездехода, позволяли установить некоторые характерные изменения магнитного поля в зависимости от меняющихся межпланетных магнитных полей.

В процессе функционирования вездехода на его борту неоднократно включался астрофотометр (электронный телескоп), позволявший измерять яркость лунного неба. Используя Луну для наблюдения электромагнитных излучений, астрономы смогли бы получать более точные значения, нежели на Земле, ввиду отсутствия на ней атмосферы. «Луноход-2» подтвердил возможность таких измерений и установил, что яркость лунного неба в видимых лучах, как в дневное, так и сумеречное (после захода Солнца за лунный горизонт) время очень высокая. Однако было установлено, что в ультрафиолетовых лучах светимость неба Луны незначительна. Измерения, выполненные глубокой лунной ночью, показали, что яркость лунного неба почти такая же, как на теневой стороне Земли, если ее измерять с орбиты искусственных спутников. Эти измерения подтвердили, что Луна окружена слоем пылевых частиц, которые сильно рассеивают видимый солнечный свет и отраженный свет Земли.

Для проведения научных экспериментов по использованию оптических квантовых генераторов (лазеров) при исследовании космического пространства на вездеходе использовался фотоприемник лазерного излучения «Рубин-1». Лазерная пеленгация вездехода осуществлялась следующим образом. Лазер с Земли направлялся в район расположения вездехода. Луч лазера тонок, как игла, но на Луне он уже представлял собой «световое пятно» диаметром около двадцати километров. Если фотоприемник лазерного излучение находился в месте светового пятна, вездеход сразу же сообщал на Землю о принятие сигнала. Всего было зарегистрировано около 4000 таких попаданий.

«Луноход-2» прекратил свою работу официально 4 июня 1973 года. Фактически связь с ним прекратилась 9 мая этого же года. Официальная причина прекращения работы вездехода – перегрев приборов аппарата. Что же произошло после начала пятого лунного дня пребывания вездехода на Луне? 8 мая начался лунный день. Вездеход, как обычно раскрыл солнечную батарею и отправился исследовать лунную поверхность. Все его системы функционировали нормально. 9 мая вездеход угодил в небольшой кратер, в результате чего из строя вышла система навигации. Некоторые источники утверждают, что система навигации вышла из строя еще при посадке, но это маловероятно, потому что без ее нормального функционирования «Луноход-2» вряд ли проехал такое расстояние по Луне.
Наземным экипажем было принято решение выбираться из кратера, но задом. Стоит сказать, что вездеход до этого, неоднократно попадал в такие ситуации. Экипаж в таких случаях закрывал солнечную батарею, т.е. опускал верхнюю крышку вездехода. В этот раз, почему то верхнюю крышку не закрыли, а начали выбираться с открытой крышкой, да еще и задом. В результате крышка зачерпнула лунный грунт со стенки кратера.

Лунная пыль прилипла к внутренней стороне внешней крышки, т.е. к солнечной батареи. Было принято решение (кто принял такое решение до сих пор остается загадкой) закрыть внешнюю крышку, чтобы стрясти пыль с солнечной батареи. Это процедуру удалось выполнить, и пыль осыпалась. Но осыпалась она на внутреннюю крышку приборного отсека, в результате чего вездеход не смог нормально отдавать тепло из приборного отсека. Это и стало причиной его перегрева и прекращения работы.

июнь 2015. Евгений Агеев для Новости 94

 

Читайте пожалуйста много интересных статей в Рубрике Космос Новости 94 (нажмите чтобы посмотреть)

Посмотрите статьи о космических вездеходах (перейдите пожалуйста по ссылке)

Похожие Записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

« »