Первый Советский Лунный Вездеход - нашелся!

Море Дождей, Океан Бурь, Залив Радуги…

Июл 30 • Космические Вездеходы, Советские Вездеходы • 869 Просмотров • Комментариев к записи Море Дождей, Океан Бурь, Залив Радуги… нет

Во время изучения поверхности «Луноходом-1» удалось провести ее исследования намного лучше, чем при помощи орбитальных аппаратов и других средств. Самым главным преимуществом исследования лунной поверхности вездеходом являлась возможность изучения больших площадей, что позволило получить очень детальную геологическую характеристику района, в котором работал «Луноход-1».

Его геология составлялась исключительно по результатам панорам, передаваемых вездеходом на Землю. Вездеход исследовал область в западном районе Моря Дождей, около южного берега Залива Радуги. Само Море Дождей — крупнейшее на Луне образование, с характерно выраженным кольцевым типом, обрамленное береговыми горами.

Только на юго-западе Моря Дождей нет гор. Здесь его поверхность прилегает к Океану Бурь. На ней располагается ряд довольно крупных кратеров, диаметром до нескольких километров и вытянутые грядообразные возвышенности – морские валы.

Ширина их достигает нескольких сотен километров, длина десятков, а то и сотен, высота до 300-500м. Равнина Моря Дождей с поверхности сложена формациями разных возрастов. По характеру границ между формациями (горные породы с похожими условиями образования) удалось установить последовательность их образования. Наиболее древние формации имеют красноватый оттенок, более молодые голубоватый.

Древние морские формации имеют тенденцию располагаться в окраинных областях Моря Дождей, молодые формации тяготеют к центральным и наиболее пониженным участкам. Равнины лунных морей покрыты лавой базальтового состава, а коренные скальные породы слоем мелких камней (или реголитом), имеющим мощность в этом районе менее 10м.

Данные полученные вездеходом, подтвердили эту информацию астрономов. Рельеф поверхности был относительно спокойный. В геологическом отношении изучаемый район — это обычный участок лунных морей, свободный от крупных кратеров, кратерных лучей и других образований на морской поверхности.

На переданных панорамах было видно, что основным элементом рельефа в этом районе являются кратеры, с которыми связаны выбросы и скопления материала. Они имеют достаточно небольшой размер, максимум 30м в диаметре. На полученных панорамах отчетливо были видны изображения кратеров от 5-10 см до 30м. Более крупные образования в исследуемом районе Моря Дождей вездеходом обнаружены не были.

Кратеры.

Было установлено, что образования в 5-10 см в диаметре имели специфические особенности, которые позволяли отнести их к отдельной форме рельефа – ямкам. Их лучше всего характеризовать, как структура поверхности реголита.

Для всех кратеров характерны чашеобразные формы. Некоторые имели свежий облик, другие обнаруживали сглаженность форм, правда, на рельефе они видны достаточно четко. Третьи имели расплывчатые очертания, и их было очень тяжело выделять на переданных панорамах.

Три класса кратеров.

По результатам работы вездехода удалось выделить три основных класса, каждому из которых присущи те или иные свойства. Также была выделена группа, которая не вписывалась в эти три класса.

Первый класс. Кратеры этого класса имеют максимальную степень выраженности. Обладают наибольшей глубиной и имеют резкую бровку. Форма углубления, когда удавалось ее определять по панорамам, близка к чашеобразной. Крутизна склонов 35-40%. Вал ярко выраженный. Ширина его колеблется от 15-30% диаметра. Почти всегда на валу с внутренней части находятся камни. Если вал и внутренние склоны покрыты многочисленными камнями, а вокруг образования находится кольцевое поле каменистых выбросов, выходящих за пределы вала, то такие кратера проникают сквозь реголит в скальное основание. На пути вездехода встречались довольно редко.

Второй класс. Для этих кратеров характерны формы с некоторыми разрушениями. Глубина меньше, чем у первого класса. Бровка достаточно четкая, вал явно выражен, но имеет сглаженные очертания. Ширина его составляет от 10-15% диаметра. У более крупных кратеров этого класса на валу и около него имеются незначительные скопления камней. У более мелких камни отсутствуют. Форма близка к чашеобразной. Крутизна верхней части была замерена по крену и дифференту вездехода. Показатель составил 20-25%. Встречаются гораздо чаще, чем первого класса, но меньше чем третьего.

Третий класс. Имеют наименьшую глубину среди кратеров. Форма углублений напоминает чашеобразную. Показание крена и дифферента позволили говорить о крутизне склонов в пределах 10-15 градусов. Четко выраженного вала не имеют. Какого-то скопления камней не наблюдается, но присутствуют единичные камни на их бровке.

К первому классу относятся самые молодые кратера. Второй класс – это «старшие», третий – самый древний класс. Скорость морфологической эволюции образования зависит исключительно от их размеров. Чем крупнее кратера, тем медленнее они стареют. Самым удобным для выяснения их природы считается первый класс кратеров, анализ которых позволил установить, что в изучаемом районе, всем классам присуща взрывная природа, т.е. кратера образовывались в результате взрывов и последующих выбросов лавы из недр Луны.

Особняком стоят кратера, которые нельзя отнести ни к какому классу. Небольшие по размерам (от 0,5 до 4 м в диаметре) они были самыми интересными для изучения. Их днище покрыто многочисленными обломками в несколько сантиметров. Вал состоит из такого же крупнообломочного материала. Из-за присутствия крупнообломочного материала они имеют неправильную форму. После проведенного изучения стало понятно, что они возникли на поверхности после столкновения с камнями малой прочности (высокая степень дробления обломков), произошедшего на относительно невысокой скорости (незначительное углубления кратеров).

Если говорить о характере расположения на поверхности, то было установлено, что кратера диаметром 10-600м располагаются случайным образом. Они часто накладываются друг на друга. «Луноходу-1» удалось найти интересный пример, когда он обнаружил наложение трех кратеров из первого класса. Они имели диаметр от70 см до 2,5 м. Иногда кратеры образовывали цепочки.

июль 2015. Байбиков Вадим Вадимович для Новости 94

Читайте много интересных стате в рубрике КОСМИЧЕСКИЕ ВЕЗДЕХОДЫ (Нажмите пожалуйста, откроется в новом окне)

Посмотрите пожалуйста статьи об исследованиях Космоса на сайте партнера Новости 94 (Нажмите пожалуйста для перехода, откроется в новом окне)

Похожие Записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

« »