Советская Боевая, Гражданская и Спортивная мотолегенда.

Советская Боевая, Гражданская и Спортивная мотолегенда

Окт 13 • Военные, Гражданские Вездеходы, Мотовездеходы, На колёсах, Советские Вездеходы • 1472 Просмотров • Комментариев к записи Советская Боевая, Гражданская и Спортивная мотолегенда нет

Советский мотоцикл тяжёлого класса, во многом копирующий немецкий BMW R71 военного назначения. М72 также предназначался в первую очередь для армии, и только в послевоенные годы понемногу стал «огражданиваться». В войну на нём устанавливалось в основном стрелковое оружиепулемет Дягтерёва различных модификаций калибром 7,62мм или противотанковое ружьё калибром 14,5мм на полях Великой Отечественной встречались версии с минометом вместо пассажирской коляски.
Приказ о проектировании мотоцикла военного назначения был передан на завод «Искра» под Москвой в 1940 году, после чего создано специальное мотоциклетное конструкторское бюро. Главный инженер Сердюков Н.П. до того стажировался в Германии, поэтому хорошо познакомился с некоторыми конструкторскими решениями, которые применял тогда ещё потенциальный противник СССР. По личному распоряжению Молотова (то есть вопросом мотоциклов для Красной Армии занимался лично Министр Иностранных дел) удалось тайно приобрести в Швеции испытанные на полях сражений BMW.

Советская Боевая, Гражданская и Спортивная мотолегенда. Минометный взвод на мотоциклах М-72 ведет огонь по противнику

Советская Боевая, Гражданская и Спортивная мотолегенда. Минометный взвод на мотоциклах М-72 ведет огонь по противнику

Весной 1941 года было запущено производство первой партии М72. В работе участвовали несколько заводов, от Ленинградского до Харьковского. При этом никаких различий у машин разного выпуска не было. От исходного варианта отличалась только гражданская послевоенная версия, для неё слегка улучшили мотор, усилили раму с колёсами, а на коляску установили торсионную подвеску. Но тем не менее военные ставили каждую такую машину на особый учёт и мели право на реквизицию в определённой ситуации.
Осенью 1941 года с приближением фашистских полчищ к Москве решено эвакуировать Московский мотоциклетный завод в город Ирбит. С этого момента боевая единица начала сходить со стапелей уже «нового завода»…

Конструкция М72 пестрила техническими новинками, которые были в диковинку для нашей промышленности. Тут и дуплексная рама, и переключение передач ногой (которое сейчас на каждом мотоцикле есть), телескопическая передняя вилка (ставшая рычажной на послевоенных мотоциклах), раздельные карбюраторы для каждого цилиндра и карданный привод. Оппозитная конструкция движка повлияла на расположение центра масс и сделала транспортное средство более управляемым и проходимым.

Советская Боевая, Гражданская и Спортивная мотолегенда. Кроссовый мотоцикл М-72К

Советская Боевая, Гражданская и Спортивная мотолегенда. Кроссовый мотоцикл М-72К

Также известна модификация М72М, отличавшаяся модернизированным двигателем, изменённой конструкцией распредвала, переделанным строением главной передачи, новой коляской. Существует и кроссовый вариант М72К для спортивных состязаний, отличавшийся наличием воздухозаборника на топливном баке, наличием магнето в системе зажигания и фрикционного амортизатора в задней подвеске.
Мотоцикл пользовался уважением в РККА за хорошо уравновешенный мотор, плавность хода, надёжность конструкции. Производство М72 было связно с некоторыми трудностями, коснувшимися изготовления конструкции рамы, на прототипе BMW ее сваривали из труб с переменным сечением, такая технология так и не была освоена нашей промышленностью. Даже конструкция главных шестерней трансмиссии могла быть освоена только двумя предприятиями Советского Союза.
Машина имела и свои недостатки. Торчащие в стороны цилиндры могли задевать дорожные неровности. Опережение зажигания регулировалось вручную. Часто бывали случаи обрыва спиц в задних, ведущих колёсах в местах их крепления к ободам изза избытка мощность и/или низкого качества металла. Изза нехватки алюминия приходилось изготавливать некоторые детали силового агрегата из чугуна, что сказывалось как на ресурсе моторов, так и на общих характеристиках техники. За все время существования мотовездехода выпустили почти 9000 единиц, и в наше время можно встретить М72 бодро урчащий на дороге, а объявления о продаже легенды Советского мотопрома исчисляются десятками, более 100ни мотоциклов выставлены в музеях страны и за рубежом.
Именно М72 обязаны своим существованием легендарные «Урал» и «Днепр».

октябрь 2015. Евгений Агеев для Новости 94

Используйте пожалуйста метки (под этой строчкой, выделены красным цветом)

для чтения других интересных статей по этой теме.

Похожие Записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

« »