Советский BMW-Davidson для РККA. ПМЗ-НАТИ-А-750

Советский BMW-Davidson для РККA

Фев 15 • Военные, Мотовездеходы, На колёсах, Советские Вездеходы • 1351 Просмотров • Комментариев к записи Советский BMW-Davidson для РККA нет

НАТИ — передовой институт, который сыграл едва ли не определяющую роль в создании большинства значимых моделей советских автомобилей и мотоциклов. Охватить спектр разрабатываемых этим заведением устройств сложно: они разрабатывали как популярные решения, так и выполняли заказы для решения крайне специфических задач. В их активе числятся как устройства для обслуживания космической программы, так и гражданские модели техники. Один из наиболее значимых витков в истории института связан с разработкой серийного военного мотоцикла для нужд Красной Армии — ПМЗ-А-750.

Так как НАТИ не занимается созданием серийных решений, разработанные прототипы именуются с использованием названия института. Так случилось и с культовой моделью военного мотовездехода — первое название мотоцикла выглядело как НАТИ-А-750. Заказ на него поступил с самого верха” — постановлением Высшего Совета Народного Хозяйства (ВСНХ) от 5.10.1931 было решено выделить средства, и подписать соглашение о создании тяжелого мотоцикла для военных целей. Главным конструктором проекта избрали Петра Владимировича Можаровского — легендарной фигуры в автомобильной промышленности, который также был причастен к появлению на рынке первых моделей ИЖ. Именно в Ижевске собрали первые экземпляры мотоцикла.

Силовой агрегат объемом 0.75 литров имел два рабочих цилиндра — крайне нетипично для мотоциклов того времени, да и для класса изделий вообще. Конструкторы учли опыт других компаний из-за рубежа в создании подобных агрегатов: ранее разработкой такого мотоцикла занималась известная компания BMW. На тот момент у советских конструкторов и производителей не было возможности изготовить такой двигатель самостоятельно. Закономерно, что производителя комплектующих было решено искать среди опытных компаний — после долгих поисков такой стала всемирно известная Harley-Davidson.

Особенностью конструкции является дуплексная рама изготавливаемая методом штампования. Такое решение значительно сократило себестоимость производства – стальные трубы в 30-е годы товар дорогостоящий, да и количество манипуляций при сборке сокращалось за счет уменьшения сварных работ. Трансмиссия состояла из прочной цепи, а также коробки передач. Имелось 3 скорости: передаточное число каждой составляло 1, 1.75 и 3 соответственно. В 1933 году первые прототипы мотоциклов предстали для предварительных испытаний. В рамках тестирования решили совершить пробег из Ижевска до Москвы, чтобы на практике оценить все положительные стороны и недочеты, а в особенности — надежность. Тестирование прошло успешно, и спустя несколько месяцев вся необходимая документация поступила на Подольский Механический Завод (ПМЗ) известный большинству наших сограждан швейными машинками. После непродолжительной эксплуатации мотоцикла ПМЗ-А-750 оказалось, что поломки — не такое уж редкое явление при частом использовании мотоцикла. Больным местом был регулятор определения зажигания, нестабильность работы которого приводила к сложностям в запуске двигателя. В народе аббревиатуру ПМЗ” начали шутливо расшифровывать как Попробуй Меня Заведи”. Дополнялось все ненадежностью оси переднего колеса: спустя какое-то время там возникала существенная вибрация при езде.

Но все эти недостатки не помешали НАТИ-А-750 одним из наиболее успешных прототипов в истории советского производства мотоциклов. Всего было выпущено около пяти тысяч серийных экземпляров. Многие из них использовались и в народном хозяйстве после снятия с вооружения в 1939 году, пусть их покупка и эксплуатация были более проблемными по сравнению с менее мощным и габаритным Л-300.

 январь 2015. Евгений Агеев для Новости 94

Похожие Записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

« »