Рождение полувездеходов. НАТИ-2

Рождение полувездеходов

Фев 1 • Гусеничные, На колёсах, Советские Вездеходы • 2020 Просмотров • Комментариев к записи Рождение полувездеходов нет

Морально устаревшие

Несмотря на то, что к Великой Отечественной войне большинство грузовых автомобилей СССР морально устарело, по своей проходимости и выносливости некоторые из них опережали более современные образцы иностранной техники. Однако, в основном так было только на сухом бездорожье. Пески и глубокий снег делали колёсную технику беспомощной.

Известно, что чем ниже давление на грунт, тем выше проходимость транспортного средства. Таким образом, гусеничный транспорт всегда оказывается наиболее выигрышным в условиях болотистых и других сложных ландшафтов. Работы по созданию вездеходов на гусеничном и полугусеничном ходу развернулись в 30-е годы в научно-исследовательском экспериментальном автотранспортном институте (НАТИ). С 1931 года этим занималась отдельная научная группа.
Первый автомобиль под маркой НАТИ-2 был выпущен в 1932 году и отличался рядом спорных конструкторских решений: хребтовая трубчатая рама, воздушное охлаждение двигателя, нижнее расположение клапанов в цилиндрах. Базой послужил грузовик Ford-AA американского производства. Массовой машина не стала, по причине запуска в серию машин ГАЗ-А и ГАЗ-АА.

И не лебедь, и не гусь

Рождение полувездеходов. Кузовной НАТИ-3

Рождение полувездеходов. Кузовной НАТИ-3

По свидетельствам испытателей машина честно преодолевала даже непролазную грязь, хоть и не без поломок. Гусеничный движитель НАТИ-2 имел в составе наряду с обычными катками два надувных колеса, а гусеница представляла собой резиновую ленту с ребордой, предотвращавшей её соскальзывание с колёс. Особенной чертой вездехода была удивительная жёсткость на кручение, так как все перегрузки поглощали катки и рессорная подвеска. В ходе сравнительных тестов при участии ГАЗ-А на гусеничном ходу «Кегресс» машина НАТИ существенно опередила его, хотя и уступила в надёжности. Тем не менее, НАТИ-2 прошёл по глубокому бездорожью 550 километров.

Существенным недостатком вездехода являлось слабое сцепление катков и внутренней стороны гусеницы, что приводило к её проскальзыванию. Трансмиссия же не выдерживала возросших перегрузок. Но всё равно это не помешало НАТИ-2 стать основоположником семейства советских полугусеничных машин.

Война колёс и гусениц

Возникшие неисправности, которые конструкторы не смогли искоренить, привели к тому, что НАТИ-2 не пустили в массовый выпуск. Однако, его усовершенствованная версия досталась учёным, проводившим исследования просторов Арктики.

 январь 2015. Костин Константин Александрович для Новости 94

Похожие Записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

« »