Покорение Арктики! Экспедиция Таймыр-Челюскин-Самуила. НАТИ-3

Покорение Арктики! Экспедиция Таймыр-Челюскин-Самуила

Фев 16 • Гусеничные, На колёсах, Советские Вездеходы • 1573 Просмотров • Комментариев к записи Покорение Арктики! Экспедиция Таймыр-Челюскин-Самуила нет

Изначально приполярные и арктические районы нашей страны изучали только малочисленные экспедиции топографов, геологов и других исследователей. Заселение дальних регионов шло крайне медленно из-за сложностей, связанных с недостатком техники, хотя уже тогда было понятно: в недрах огромных земель скрыт значительный потенциал для промышленности государства.

Арктика — сложный для изучения и освоения регион. Коротким летом там часто стоит непроходимая грязь, а зимой — огромный слой снега и сильнейшие морозы. Почти до середины двадцатого века единственными видами транспорта в этой местности были упряжки: ездовые собаки, олени или лошади не являлись панацеей, а надобность в перевозках с годами только росла. Существующие авто не решали проблему: строить дороги в условиях вечной мерзлоты попросту невозможно — из-за перемещений почвы они разрушались за год-два. Оставалось делать акцент на конструкторов: только они могли помочь в освоении Севера.

1933 год стал чрезвычайно значимым в истории этого региона. Главное управление Северного Морского пути выделило средства на осуществление большой экспедиции. Ее целью было уточнить наличие нефте- и газоносных пластов в этой местности. Необходимо было транспортировать на Таймырский полуостров не менее тысячи тонн провизии и оборудования. Первый этап транспортировки происходил по морю и сопряжен с огромными сложностями, а вглубь полуострова все перевозили вездеходы, разработанные в НАТИ — Национальном автотракторном институте.

За основу взяли серийный грузовик ГАЗ-АА, созданный на Горьковском автомобильном заводе. В НАТИ конструктор Сонкин (используя опыт Кегресса, создавшего гусеничные движители для Ролс-Ройса В.И. Ленина) разработал движители, основанные на гусеничной тяге. Без серьезного вмешательства в составляющие части автомобиля стало возможным установить гусеничные модули и превратить колесный грузовик в полугусеничный. На передние колеса устанавливались широкие лыжи для движения по снегу. Наличие данного вида тяги обеспечивало улучшенное сцепление с любой поверхностью, как в теплое, так и в холодное время года. Пониженное таким образом давление на грунт или снег позволило грузовику не проваливаться там, где его гражданская модификация несомненно не смогла бы пройти.

Хатангский залив чрезвычайно сложен для мореплавания, в особенности когда речь заходила о грузовых судах. На острове Самуила было решено разбить лагерь и приступить к постройке жилища — разведка столь обширной территории предусматривала большую длительность экспедиции. За три месяца создали перевалочный пункт. Полярники смогли принять около двух сотен тонн различных грузов.

Покорение Арктики! Экспедиция Таймыр-Челюскин-Самуила. Маршрут вездеходов

Покорение Арктики! Экспедиция Таймыр-Челюскин-Самуила. Маршрут вездеходов показан точками.

Полугусеничные вездеходы НАТИ-3 показали высокую надежность и практически не подводили экспедицию. Самая сложная ее часть пришлась на ноябрь, когда наступила поляная ночь. Ситуация усиливалась сильным ветром, который быстро перешел в затяжную пургу. На большой территории Таймырского полуострова в радиусе нескольких километров были построены домики — они служили убежищем для работников экспедиции и имели все необходимое для выживания. Несмотря на большое количество живности в этом регионе, необходимость в продовольствии оказалась достаточно большой и модифицированные полугусеничные грузовики с лихвой ее удовлетворяли, доставляя продукты питания для участников экспедиции.

Даже с наступлением темноты работа экспедиции не прекращалась — самая активная ее фаза как раз и пришлась на этот период. Множество колонн преодолевали затяжную метель с мощными фарами наперевес. Как ни странно, за этот период команда не отрапортовала ни об одной проваленной миссии на полуострове, хотя некоторые маршруты предполагали несколько сотен километров непрерывной езды. Вездеходы проходили там, где у обычных автомобилей шанс провалиться под снег стремился к 100% — сложности в преодолении этих препятствий все же были, но они без больших затрат времени решались работниками экспедиции. Основную миссию назначили на март — предполагалась большая петля по одной из оконечностей Таймыра — по полуострову Челюскина. Стартовала она 20-го числа.

Покорение Арктики! Экспедиция Таймыр-Челюскин-Самуила. Восточно Сибирская ПРАВДА № 114 1934

Покорение Арктики! Экспедиция Таймыр-Челюскин-Самуила. Восточно Сибирская ПРАВДА № 114 1934 год

В состав вошли два модифицированных вездехода, по водителю для каждого из них, а также по одному топологу и геологу. В рамках миссии требовалось провести все необходимые замеры и исследования, чтобы подтвердить или опровергнуть ранее известную информацию о залежах полезных ископаемых. Чтобы перестраховаться на случай непредвиденных ситуаций с автомобилями, в список резервного оборудования попали и традиционные для этого региона сани. С ними поехали и ездовые собаки, но, забегая наперед, их помощи не потребовалось. Также в закрытых кузовах вездеходных автомобилей нашлось место и для запасных частей. Большую долю нагрузки составляло продовольствие, не обошлось и без оборудования для топологических и геодезических измерений.

Погодные условия не способствовали продвижению полугусеничных вездеходов вперед по маршруту. Видимость составляла не более двух метров, если повезет. Скорость ветра около сотни километров в час. Несмотря на штормовую погоду, 31-го марта колонне удалось выйти в залив Дика, не нарушая график. Стих и ветер, появилось солнце, а температура воздуха опустилась с 30 до 40 градусов мороза. Прогнозируемых проблем с двигателями у автомобилей не произошло даже при таком холоде – НАТИ-3 вели себя отлично.

Спустя две недели после начала миссии команде удалось без потерь добраться до перевалочного пункта на мысе Челюскина. А еще менее, чем через неделю, автомобилям после планового обслуживания и отдыха, удалось оказаться в первоначальной точке — на базе острова Самуила. Скорость продвижения, учитывая погодные условия, была выше всяких ожиданий: сотню километров удалось пройти за 12 часов. Летом эти же машины справились с перемещением двух тысяч тонн продовольствия и оборудования в Хатангском заливе. Как всегда, мешали порывы ветра на огромном открытом пространстве. За все время экспедиции незадокументировано ни одной поломки, связанной с износом вездеходов.

февраль 2015. Евгений Агеев для Новости 94

Похожие Записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

« »