Первый Советский Лунный Вездеход - нашелся!

Первый Советский Лунный Вездеход — нашелся!

Май 14 • Вездеходы, Интересно!, Космические Вездеходы • 1362 Просмотров • 1 комментарий к записи Первый Советский Лунный Вездеход — нашелся!

Наш естественный спутник Луна хранит много тайн и загадок. Любая ее часть поверхности по-своему интересна и привлекает внимание ученых и исследователей. Меньше двух месяцев прошло с момента запуска АМС (Автоматическая межпланетная станция) «Луна-16», а советские ученые и инженеры подготовили к полету АМС «Луна-17», основной задачей которой была доставка на лунную поверхность автоматического вездехода «Луноход-1».

До полета АМС «Луна-17» предыдущими автоматическими станциями было собрано достаточно ценной научной информации о магнитном поле, радиационной обстановке, структуре и составе лунных грунтов и т.д. Но следует заметить, что все исследования проводились автоматическими станциями локально, т.е. непосредственно на месте посадки, что позволяло получить определенную информацию, однако ее объем был очень незначительный.

Именно поэтому учеными было предложено сделать более качественный шаг в научных исследованиях Луны и создать передвижное автоматическое средство, которое будет способно к изучению больших площадей ее поверхности. Полет АМС «Луна-17» положил начало качественно новому этапу и позволил провести обширный комплекс самых разнообразных экспериментов по исследованию поверхности Луны.

Станция стартовала с Земли 10 ноября 1970 года и была выведена на орбиту с помощью ракетоносителя «Протон-К». В заданной точке промежуточной орбиты был выполнен запуск двигателя третьей ступени ракетоносителя, что позволило вывести станцию на траекторию движения к Луне. После проведения коррекций орбиты в процессе полета к Луне, станция достигла окрестностей Луны 15 ноября. В течение двух суток АМС «Луна-17» находилась на лунной орбите, что позволило подготовиться к посадке в заданном районе. 17 ноября станция прилунилась в районе Моря Дождей.

Конструктивно АМС «Луна-17» состояла из двух частей – посадочной ступени и вездехода. «Луноход-1» был закреплен к посадочной ступени с помощью пироболтов, которые после посадки и открытия трапов автоматически отстреливались. После осмотра места посадки, командой управления вездехода была направлена команда на спуск с посадочной ступени на поверхность Луны. «Луноход-1» успешно выполнил эту команду, после чего совершил свою первую поездку по лунной поверхности.

Использование передвижных автоматических транспортных средств позволяло сделать многое. Это и исследования лунного грунта, которые можно проводить не только в ограниченном районе, но и самых различных и наиболее интересных местах, геологические исследования, изучения мелких объектов на поверхности, топографические исследования, поиск воды в грунте, сейсмические измерения. Концепцией таких исследований был предусмотрен анализ исследуемого образца прямо на месте с помощью разнообразной научной аппаратуры, которая находилась прямо на борту вездехода.

Конечно, разработать и создать такой аппарат, который должен функционировать в условиях глубокого вакуума, пониженной гравитации и значительных перепадов температур однозначно нелегко. Нужно решить ряд сложных научно-технических задач, основной из которых в этой экспедиции являлось обеспечение надежного передвижения вездехода по лунной поверхности. Нужно было продумать способ передвижения, обеспечить проходимость, которая зависела от свойств лунного грунта, скорости движения, рельефа местности. Необходимо было разработать конструкцию, в которой наиболее оптимальным образом учесть размеры, вес аппарата и мощность двигательной установки.

Также особые требования предъявлялись и к системам управления вездехода. Ведь среднее расстояние от Земли до Луны в 384 400км, радиосигнал преодолевает за 1,2 секунды плюс столько же время нужно, чтобы сигнал возвратился назад. Другими словами, например команда остановки приходила на вездеход с Земли с опозданием, а за это время он мог переместиться на значительное расстояние. Такие специфические условия управления требовали основательной подготовки наземного экипажа.

Следует еще сказать, что сам вездеход конструктивно состоял из двух частей: приборного отсека и самоходного шасси, которое обладало восьмью колесами, на каждом из которых стоял собственный электродвигатель для обеспечения движения. «Луноход-1» обладал двумя скоростями, мог ехать назад и вперед, разворачиваться на месте в любую сторону, а также мог выполнять разворот в движении как вправо, так и влево.

Стоит сказать еще о месте посадки. Оно было выбрано не случайно. Именно в районе Моря Дождей при пролете над ним станций, находящихся на лунной орбите, отмечалось загадочное явление. При полете над ним, станции убыстряли движение, что свидетельствовало о каких-то аномалиях гравитационного поля Луны. Странное явление получило название «маскон». Они были обнаружены и в некоторых других местах на поверхности Луны, но самый крупный маскон находился именно в районе Моря Дождей. Конечно же, ученые хотели исследовать это место, чтобы понять причину возникновения масконов.

Программа научных исследований, проведенных при помощи автоматического аппарата «Луноход-1» была завершена 4 октября 1971 года. В 2010 году американский орбитальный зонд Lunar Reconnaissance Orbiter (LRO) смог найти «Луноход-1» на поверхности Луны и сделать его фотографии с лунной орбиты, которые в настоящее время доступны в интернете.

май 2015. Евгений Агеев для Новости 94

 

Читайте пожалуйста много интересных статей в Рубрике Космос Новости 94 (нажмите чтобы посмотреть)

Посмотрите статьи о космических вездеходах (перейдите пожалуйста по ссылке)

Похожие Записи

Один ответ на Первый Советский Лунный Вездеход — нашелся!

  1. Владимир:

    Луна как и весь космос были нашими, а теперь там кого только нет и китайцы тебе даж индусы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

« »