Имени Сталина — 153. ЗиС-153

Имени Сталина — 153

Авг 13 • Военные, Гражданские Вездеходы, Гусеничные, На колёсах, Советские Вездеходы • 1742 Просмотров • Комментариев к записи Имени Сталина — 153 нет

В советский довоенный период мало кто представлял себе гусеничный транспорт в паре с колесным остовом. В странах бывшего союза происходило наращивание сельского хозяйства, требовались трактора и прочая техника, по большей части с высокой проходимостью по бездорожью. Именно таким элементом вездеходостроения стал ЗИС-153 созданный на основе грузового автомобиля ЗИС-151.
При создании модели учли военный опыт прошлых лет, поэтому, как и любую другую советскую единицу техники, гусеничный вездеход ЗИС мог легко переквалифицироваться из гражданского вездехода в универсальный бронетранспортер для перевозки и прикрытия пехоты. Конечно, с современными единицами боевых машин его сравнить нельзя, но для своего времени 153 модель имела отличные характеристики.
Однако, несмотря на все нововведения, вездеход так и не поступил в серийное производство. Всего было собрано 2 опытных образца, отличавшихся как техническими характеристиками, так и концептуальными элементами. Первый тип был изготовлен в 1946 голу в НИИ 21 в Бронницах. Кабина от Студебеккера, уникальное короткобазное шасси. Перенятый гусеничный остов, скопированный с немецких моделей с расположением катков в шахматном порядке.
Первый тип
Первоначальный вариант включал в себя неведущий передний колесный остов, однако, уже через несколько лет его заменили на ведущий, что в корне решало проблему с проходимостью по снегу и грязи.
В сравнении с колесными аналогами, ЗИС-153 показал лучшую проходимость, однако, от немецкого двигателя пришлось отказаться, так как ЦК решил, что его характеристики, в совокупности с недолгим сроком службы являются большим изъяном. Моторную часть заменили на фирменные комплектующие завода ЗИС.
Тип второй
После сборки первого прототипа, в 1951 году в свет выходит вторая модель вездехода, в котором учли опыт военного времени. Кабина от Студебеккера сменилась на фирменную конструкцию ЗИС-151, передний привод и гусеничные движители были, как и в первоначальном варианте, так как уже зарекомендовали себя с положительной стороны.

Имени Сталина — 153. ЗиС-151

Имени Сталина — 153. ЗиС-151

Имеются некоторые данные, которые гласят, что в 1953 году все в том же НИИ был создан бронетранспортер на базе ЗИС-153 с двигателем мощностью в 180 л\c. Для своего времени это был отличный показатель. Вместимостью до 16 единиц десанта, с лобовой броней толщиной в целых 13 мм, а также с полностью бронированным корпусом опытный образец был опасной боевой единицей. К тому же его вес в 10 т. и установленный пулемет калибром 7,62 делали из вездехода уникальную машину.
Резюме
Как и говорилось, 153 модель показала отличные результаты, однако, в серийное производство так и не поступила. Тому было две весомые причины:
В военных силах Советского Союза коллектив разделился на две половины. Первая, активно поддерживала идею интеграции гусеничных БТР в ряды войск, так как они уже доказали свою эффективность во время войны с фашистской Германией. Одним из представителей идеи о внедрении был маршал Конев, который по достоинству оценил и американские аналоги. А вот генерал-лейтенант Вершинин и маршал Богданов ратовали за продолжение выпуска колесных моделей, ссылаясь на личный боевой опыт.
Полугусеничные модели были трудны в сборке, и сроки их выпуска постоянно откладывались, в то время как колесные БТР выпускались гораздо быстрее, и уже к 1945 году был выпущен доработанный и существенно улучшенный ЗИС-151-1-1, который был более быстр и имел повышенную проходимость.

август 2015. Вадим Сергеевич для Новости 94

Используйте пожалуйста метки (под этой строчкой, выделены красным цветом)

для чтения других интересных статей по этой теме.

Похожие Записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

« »