Со Второго дня... Макет Лунохода-2 в Житомирском Музеи Космонавтики им. С.П. Королева

Со Второго дня…

Май 27 • Космические Вездеходы • 655 Просмотров • Комментариев к записи Со Второго дня… нет

Второй лунный день.

В первом сеансе радиосвязи с луноходом, состоявшемся днем 8 февраля, была открыта панель солнечной батареи и проверена готовность автоматического аппарата к продолжению научных исследований.

9 февраля вездеход приступил, как и намечалось, к исследованию поверхности Луны в районе ночной стоянки, после завершения которого направился к горному массиву Тавр, в предгорном районе которого 18 февраля вездеход обнаружил кратер диаметром около двух километров. На склоне вала этого кратера вездеход провел детальный химический анализ грунта и сделал панорамную съемку склонов кратера. Далее была осуществлена подготовка вездехода к приближающейся лунной ночи.

Важно отметить, что основной задачей научных исследований, проведенных вездеходом в течение второго лунного дня, стало изучение лунной поверхности между морем и материком в южной части кратера Лемонье. При этом неоднократно выполнялась стереоскопическая съемка панорамы местности и отдельных крупных камней, определялись механические свойства грунта. Производились многократные исследования химического состава лунного грунта при различной ориентации «Лунохода-2» по отношению к Солнцу. Одновременно проводились исследования рентгеновского излучения Солнца, а также астрофотометром измерялась светимость лунного неба при различном положении Солнца.

При движении по трассе со сложной конфигурацией рельефа и грунта самоходный аппарат показал высокие ходовые качества и маневренность, что позволило успешно выполнить все намеченные исследования. Общий путь, пройденный вездеходом за два лунных дня, составил более 11000 метров. 22 февраля в районе стоянки «Лунохода-2» наступила лунная ночь, которая продлилась до 9 марта.

Третий лунный день.

После двухнедельной лунной ночи над кратером Лемонье снова появилось Солнце. Начался третий рабочий день вездехода. На сей раз утро застало его на высоком валу большого кратера диаметром около двух километров, хорошо различимого на фотокарте этого района Луны.

По данным телеметрии, все системы вездехода после второй лунной ночи находились в полной исправности. 10 марта была подана команда на раскрытие солнечной батареи. Через несколько минут внешняя крышка вездехода начала подниматься и заняла положение 100 градусов, после чего началась подзарядка аккумуляторов буферной батареи.

После подзарядки батареи вездеход начал движение с целью поиска подходящего объекта для стереоскопической панорамной съемки. Предпочтение было отдано одному из кратеров диаметром около 13 метров. Для изучения намагниченности лунных пород вездеход подходил к кратеру по четырем взаимно перпендикулярным направлениям. Затем он вернулся обратно к большому кратеру, на валу которого он провел вторую «ночевку». На ранее полученных панорамах здесь были обнаружены своеобразные террасы, свидетельствующие об оползневых процессах, происходивших при его эволюции.

После завершения этих загадочных террас, вездеход продолжил движение к борозде, протянувшейся примерно на 16 км и расположенной на юго-востоке кратера Лемонье. Трещина, названная «Прямой разлом», сразу же привлекла внимание, ведь вездеход прилунился недалеко от нее. Она представляла собой тектонический разлом шириной до 300 метров. В процессе движения проводились магнитные и радиационные замеры, регистрировались параметры взаимодействия ходовой части аппарата с лунным грунтом. Во время остановок изучался его химический состав, снимались панорамы ландшафта Луны.

Путь к трещине был, однако, нелегким: кратеры, россыпи камней, но вездеход настойчиво продвигался к цели. Правда добраться «засветло» ему не удалось. Наступала третья лунная ночь, к которой вездеход был подготовлен 23 марта. Во время третьего лунного рабочего дня вездеход установил рекорд дальности перемещений. Ему удалось проехать 16,5 км, из которых 3130 метров он преодолел в течение 18 марта.

Четвертый лунный день работы «Лунохода-2».

Когда в южной части кратера Лемонье, где ночевал вездеход, наступило утро, он продолжил путь к заветной борозде. И вот, наконец, на телеэкране появилась черная полоса. В этот момент наземный экипаж автоматического аппарата должен был максимально сконцентрироваться и проявить мастерство. Движение вездехода в эти моменты проходило в исключительно трудных условиях. На полученных панорам были отчетливо видны сплошные россыпи камней размерами от одного до двух метров, которые значительно затрудняли подход к кромке борозды.

Обогнув разлом с южной стороны, вездеход двинулся вдоль его другого склона на север. Его движение по-прежнему проходило в сложных условиях. Размеры камней увеличились и начали достигать трех метров. На пути появились многочисленные кратеры. Во время остановок вездеход детально осматривал разлом с помощью телевизионных камер и выполнял телескопическую съемку склонов и дна.

В результате полученной информации было установлено, что плоское дно разлома, глубина которого в различных исследованных участках колебалась от 40 до 80 метров, а также лунная поверхность вблизи его склонов была покрыта слоем реголита. По мере приближения к борозде толщина реголита уменьшалась, и на бровке разлома появились коренные горные породы. Как оказалось, склоны борозды были покрыты осыпью, которая состояла из крупных глыб и камней.

22 апреля были выполнены все операции по подготовке вездехода к лунной ночи, которая должна была закончиться 7 мая…

май 2015. Байбиков Вадим Вадимович для Новости 94

 

Читайте пожалуйста много интересных статей в Рубрике Космос Новости 94 (нажмите чтобы посмотреть)

Посмотрите статьи о космических вездеходах (перейдите пожалуйста по ссылке)

Похожие Записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

« »