От Тобоггана до Мотонарт один шаг С-ГПИ-18

От Тобоггана* до Мотонарт один шаг

Фев 10 • Русские Снегоходы, Советские Вездеходы • 810 Просмотров • Комментариев к записи От Тобоггана* до Мотонарт один шаг нет

*Тобогган — сани без полозьев, первое использование которых упоминается у древних Индейцев Северной Америки.

Советские снегоходы не так известны обывателю, как другие представители этой отрасли, хотя их разработка, тестирование и выпуск были налажены в СССР достаточно хорошо. Главной проблемой при производстве снегоходов в Советском союзе был крайне низкий спрос на данный вид продукции, ведь количество отраслей, которые нуждались в машинах с повышенной проходимостью, получали эти решения по заказу в строго определённых государством объёмах. Для туристов и любителей снежных прогулок готового решения не было до шестидесятых годов, хотя на Западе их производили уже во всю.

Эксперименты проводились не только с различными объемами двигателей и габаритами устройств, так и с формой самих саней. В 50-80-е года ХХ века изготавливались как классические снегоходы с двумя полозьями и гусеницей, так и мотосани без них. Такая конструкция вовсе не является изобретением советских инженеров — подобное решение за пару веков до них использовали американские индейцы. Даже сейчас тобогган (именно такое название имеют подобные сани) известен исключительно как вид транспорта, который остался в истории. Тем не менее, советские инженеры во главе с Вахрушиным и Галкиным смогли создать полностью дееспособную легкую машину для передвижения по снегу, которая получила обозначение С-ГПИ*-18.

*ГПИ это Горьковский  политехнический институт, а С – либо сани, либо уже снегоход.

Перед конструкторским бюро поставили задачу: спроектировать и изготовить мотосани, которые по весу не буду превышать трети тонны, смогут перевозить до двух человек и до полу центнера груза.

Забегая наперед, задачу решить удалось и у специалистов получился действительно конкурентоспособный продукт. В качестве основного материала корпуса выбрали алюминий — только он обеспечивал оптимальные соотношение веса и прочности. Целевой аудиторией С-ГПИ-18 были электрики, работники ветеринарной службы и оленеводы (северных регионов). Не исключалось и применение снегохода в качестве машины для туризма, либо в каких-либо других целях.

Приводил мотосани в движение двухтактный силовой агрегат, который без каких-либо модификаций заимствовали из мотоцикла ИЖ-ГМ. Днище такого устройства является почти сплошным (по принципу Индейского тобоггана) и отдаленно напоминает по форме букву П” с выступами, направленными вперед. Лыжи закреплялись с помощью стальных стоек и легко поворачивались с помощью руля (но гидроусилитель туда не установили). Рулевое управление также не создавалось с нуля”. Его заимствовали от одной из мотоколясок для инвалидов серии СМ. Такой подход к проектированию обеспечивал отличную ремонтопригодность и значительно снижал стоимость обслуживания машины.

На испытаниях, которые проводились в 1963 году, С-ГПИ-18 зарекомендовал себя с хорошей стороны. Мотосани легко преодолевали умеренное бездорожье и снег, а на более или менее пригодном покрытии способны были выдать 15-25 километров в час. Несмотря на одобрение со стороны всех комиссий, занимавшихся вопросом, в массовое производство С-ГПИ-18 не поступил по неизвестным причинам: скорее всего, дело было в огромном количестве бюрократических процедур, которые пройти конструкторам не удалось. Также в числе возможных причин называется банальный недостаток средств на выпуск мотосаней.

февраль 2015. Евгений Агеев для Новости 94

Похожие Записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

« »