Через кратер. Советский Художник Соколов А.К. Москва 1977

Топографическая съемка Лунным вездеходом

Июл 24 • Космические Вездеходы, Советские Вездеходы • 420 Просмотров • Комментариев к записи Топографическая съемка Лунным вездеходом нет

Впервые топографические исследования на другом небесном теле были проведены межпланетной станцией «Луна9». Перед полетом «Лунохохода1», изучение лунного рельефа проводились «Луной13» и американскими кораблями «Аполло11 и 12».

Однако, при всей ценности подобных съемок, эти исследования имели один существенный недостаток. Они проводились на территориях малой площади и, как правило, ограничивались пешими передвижениями или съемками непосредственно места рядом с посадочной площадкой.

В силу особенностей наблюдений с возвышенности информативность топографических планов убывает от центра к периферии, что сужает возможности по исследованию микрорельефа местности. Топографические съемки, выполненные с помощью «Лунохода1», позволили решить эти проблемы, и были новым шагом в детальном изучении Луны.

Сохраняя все преимущества съемки непосредственно с изучаемой поверхности, вездеход позволил изучить микрорельеф и ситуацию на более больших площадях, сделал исследования более однородными (изучение местности с помощью вездехода позволяло объединять панорамные и детальные планы местности), а также по усмотрению исследователя позволил изучить интересные участки лунного рельефа.

Программой топографических исследований было предусмотрено решение следующих задач:
получить представление о лунной местности и ее насыщенности разнообразными образованиями;
определить размеры, формы и месторасположение лунных образований;
оценить проходимость рельефа и научиться ориентироваться на местности;
научиться выбирать направление безопасного движения;
научиться оценивать точность навигации.
Ввиду того, что район посадки «Луны17» не был хорошо известен, решение вышеуказанных задачи было крайне необходимо для вездехода.

Основой для решения этих задач была топографическая съемка местности вдоль маршрута движения вездехода. Схема и профиль трассы составлялись в течение нескольких часов после передачи информации. Топографические планы создавались и предназначались для подробных научных исследований местности.
Обработка информации с вездехода и составление планов, схем и карт проводилась специально подготовленной группой специалистов по космической геодезии. Карты впоследствии использовались экипажем для оценки топографической ситуации, в том числе возможных опасностей на пути следованиякратеров и камней.

Топографическая съемка по маршруту движения.
Производилась на ширину 150м. Суть топографических исследований состояла в получении панорам и снимков в точках стояния «Лунохода1«. Угловая курсовая вертикаль вездехода позволяла оценивать крены и наклоны. Длины линий определялись по показаниям девятого измерительного колеса, находившегося сзади.

В составе вездехода было четыре панорамных и две курсовые камеры. Калибровка панорамных камер позволяла получать панорамы для определения точного направления на ориентиры и точки местности. Изображения, полученные курсовыми камерами, использовались для грубой оценки местности.

Азимутальная ориентировка движения осуществлялась по направлению на Землю и Солнце. На полученных изображениях, анализировалось положение Солнца и Земли, посадочной ступени, а также теней, отбрасываемых от элементов поверхности. При возвращении вездехода к посадочной ступени съемочный ход (маршрут, на котором производилась топографическая съемка) замыкался, что позволяло проконтролировать правильность его прокладки и оценить координаты точек съемки.

Погрешности.
Погрешности в измерения и телеметрирования исходных величин приводили к ошибкам в пути вездехода. Ошибки в абсциссах и ординатах могли частично сводиться на нет путем внесения поправок, приводящих к согласованию, лунного и астрономического курса вездехода.

Выявление и уменьшение влияний на маршрут в незамкнутом маршруте тогда было невозможно. Так как на Луне тогда не существовало геодезической опоры необходимой точности, то единственной возможностью определения этих погрешностей было замыкание маршрута. В связи с этим, программой работы вездехода было предусмотрено возвращение к посадочной ступени и пересечение маршрута.

Топографическая характеристика района, в котором проводил исследования «Луноход1».
По результатам работы, можно было сказать, что исследуемый участок представлял собой равнину с незначительными возвышенностями к югу. Уклоны вне кратеров были очень небольшими и составляли величину 12 градуса. Вблизи самих кратеров и на их краях уклоны достигали 20 градусов и более. Элементами топографической ситуации были кратеры, камни и разного размера лунки.

Лунки и камни были распространены повсюду и образовывали характерную изрытость, хорошо наблюдаемую при низком положении Солнца над горизонтом. На общем фоне можно было увидеть образования более крупных размеров, иногда в виде скоплений. К ним относятся скопления однородных кратеров и камней, каменные россыпи.

Молодые кратера, с хорошо выраженным краем и валом, встречались крайне редко. На исследуемом участке кратеры имели сглаженную форму без четко просматриваемой бровки. Возможно, именно поэтому, с лунной поверхности сложно увидеть кратеры диаметром несколько десятков метров, но они четко фиксировались по крену и дифференту вездехода.

Характерным признаком приближения к бровке большого кратера являлось скопление крупных камней, размеры отдельных достигали метра. Однообразие рельефа, отсутствие выдающихся ориентиров и изменчивость вида близлежащих элементов поверхности при изменении освещения, были значительными трудностями при ориентировке на местности.

На исследованном участке не встречались элементы, препятствующие движению вездехода в заданном направлении. Большие препятствия (камни и кратера с крутыми склонами) были довольно редким явлением и хорошо просматривались на телевизионных картинках, что позволяло их легко обходить.

июль 2015. Байбиков Вадим Вадимович для Новости 94

Похожие Записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

« »