Я, Я, Я, 11, 12, 13. Тягачи Я-13 на марше со 150-мм гаубицей.

Я, Я, Я, 11, 12, 13

Фев 19 • Военные, Гусеничные, Советские Вездеходы • 2145 Просмотров • Комментариев к записи Я, Я, Я, 11, 12, 13 нет

Серия артиллерийских тягачей, созданных на Ярославском автомобильном заводе — одно из наиболее ценных и грамотных решений Советских чиновников касательно вложения средств в военную промышленность. Они очень вовремя помогли «Богу войны» РККА буксировать и перемещать на нужные позиции зенитные установки, корпусные пушки, а также гаубицы (от средних до тяжелых). К сожалению, их начали производить слишком поздно, пусть на то и были очень веские причины. Первый тягач Я-11 создан в рекордно короткие сроки к 1942 году, в разгар наступления нацистской Германией. Уже в начале 1942 года представлены на рассмотрение Управления Тыла Военного Совета первые тестовые образцы — их выпустили не более 5 штук. Для достижения необходимой мощности конструкторы использовали два двигателя от грузовика ГАЗ-ММ. Это обеспечивало почти сотню лошадиных сил при высоком крутящем моменте. Комплектующие для ходовой части взяли от танка Т-60. К сожалению, необходимой мощности добиться не удалось — подводила система сопряженной работы двух моторов.

Я, Я, Я, 11, 12, 13. Тягач Я-11 опытный образец

Я, Я, Я, 11, 12, 13. Тягач Я-11 опытный образец

Да и Горьковский автомобильный завод в последний момент подвел (не по своей вине): в цех по производству двигателей попала фашистская авиабомба и вывела его из строя, а Я-11 так и не пошел в серийное производство. Ни один из этих тягачей так и не участвовал в боях с гитлеровской коалицией.

На тот момент основным тягачом Красной армии являлся полугусеничный ЗИС-22, но его тихоходность и полная невозможность тянуть тяжелое орудие (гаубицу) по бездорожью исключали участие в наступательных операциях.

Конструкторскому бюро поставили задачу в те же кратчайшие сроки переделать под существующие двигатели всю установку. Как раз в то же время начал действовать ленд-лиз — из США была выслана серьезная помощь в виде провизии, оружия и автомобилей (с их комплектующими). Сначала планировалось использовать проверенные временем двигатели ЗИС-5, но завод тоже постигла эвакуация и производство остановилось. Моторы от General Motors модели 4-71 с мощностью 110 лошадиных сил вместе с импортными коробками передач отлично показали себя на поле боя, а модель тягача Я-12 стала наиболее массовой в советском машиностроении времен Второй Мировой.

Я, Я, Я, 11, 12, 13. Тягач Я-12 со 100-мм орудием

Я, Я, Я, 11, 12, 13. Тягач Я-12 со 100-мм орудием

Позже ЯАЗ создал свою копию двигателя от GM под номером 204 — с ним производство тягачей продолжалось вплоть до 1946 года. Всего было создано почти две с половиной тысячи гусеничных машин. Затем им на смену пришел тягач нового поколения М-2, сошедший с конвейеров Мытищинского автомобильного завода в 1948.

Появление Я-13 (на фото сверху) и его модификаций во время войны можно было объяснить просто: советское руководство не желало оказаться в затруднительном положении. Дело в том, что руководство США могло использовать поставки двигателей как рычаг дипломатического давления на Советский Союз. Так что создание новых тягача все-таки произошло, вездеходы АТ-Л и АТ-Т оказались прорывом в мировом машиностроении и более чем на 20 лет заняли нишу военных вездеходов. Несмотря на сложные испытания и тесты которые тягач проходил с большими проблемами: часто подводили плохо настроенные силовые агрегаты, однажды лопнула стойка. Тем не менее, доводка и выпуск модификаций решили эту проблему и СССР никак не потерял в военной мощи в столь сложный для страны, послевоенный период.

февраль 2016. Дмитрий Владимирович для Новости 94

Похожие Записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

« »