Шнекоход 29061 — Только Спасатель

Фев 10 • Вездеходы Амфибии, Вездеходы России, Видео Вездеходов, Военные, Советские Вездеходы, Спасательные Вездеходы, Шнекороторные Вездеходы • 2324 Просмотров • Комментариев к записи Шнекоход 29061 — Только Спасатель нет

Шнекороторные вездеходы — крайне малораспространённый вид транспорта, который применяется при решении сложных задач по перемещению людей или грузов. Его возможности изначально были востребованы для доставки персонала и оборудования в труднодоступные районы.

Первыми заказчиками шнекоходов стали добытчики нефти и газа — их предприятия находились в столь далеких местах, что ни гусеничный, ни колесный транспорт попросту не могли преодолеть столь сложные препятствия. Но не только эта отрасль нуждалась в сверхвысокой проходимости: космическая программа стала причиной появления целого ряда вездеходных устройств, одним из которых стал ЗИЛ-2906.

Основоположником идеи и инициатором разработки сверх проходимой амфибии стал великий конструктор ракет Сергей Павлович Королёв. Он чётко понимал, что даже идеальный спускаемый модуль не поможет космонавтам выжить после приземления в жестком субарктическом климате или в тайге, если у спасателей не будет соответствующего оборудования.
Разработка комплекса началась под кодовым названием группа 490” на КБ ЗИЛ и до самого конца проектирования имела максимально высокую степень секретности. В её состав, помимо других устройств, входила и модель 2906. Из-за сворачивания большого количества миссий советской лунной программы (ставшей следствием смерти Сергея Павловича Королёва) разработка комплекса Синяя птица” была надолго приостановлена. Возобновили создание поисково-спасательной группы лишь в конце семидесятых, а первые готовые устройства увидели свет в 1980 году.

Шнекоход 29061 - Только Спасатель

Шнекоход 29061 — Только Спасатель

Тестирование снегоболотоходы происходили в принципиально разных условиях: испытательные полигоны были подобраны таким образом, чтобы шнекоход показал своё явное превосходство над существующими решениями с повышенной проходимостью. Шнекоход ЗИЛ-2906 проходил заснеженные пространства со сложным рельефом, легко справлялся с заболоченной местностью и проходил поля с тростником до четырёх метров в высоту. Именно на последнем этапе подготовки к выпуску промышленного образца обнаружились некоторые проблемы: стебли растений наматывались на шнеки, вследствие чего машина теряла в скорости и маневренности.
Конструкторы (под руководством главного инженера конструкторского бюро Грачёва) внесли небольшие изменения, а форма спирали на винтах была изменена, чтобы избежать подобных проблем в будущем. Так и появилась модификация ЗИЛ-29061. Именно она собиралась на конвейерах завода с 1980-го и до развала СССР.

За это время аппарат выполнил множество успешных операций по извлечению спускаемого модуля комплекса Союз” и его экипажа из труднодоступных зон его приземления.
Устройство занималось лишь доставкой оборудования, экспериментальных образцов и самих космонавтов — грузоподъёмность в полтонны не позволяла забирать саму капсулу (этим занимался вертолёт или грузовик ЗИЛ-4906). Несмотря на невысокую скорость и большой расход топлива, машина не имеет аналогов среди вездеходов по проходимости и до сих пор числится в составе Воздушно-Космических сил РФ — именно этому ведомству подчиняется бригада, занимающаяся спасением космонавтов. Несмотря на то, что большая часть узлов и агрегатов спроектирована ещё в середине прошлого века, ЗИЛ-29061 до сих пор показывает отличную эффективность в решении крайне сложных задач.

В конце статьи хочу отметить – широкое использование Архимедова винта в народном хозяйстве невозможно, и не только из-за расхода топлива и малой скорости (хотя это тоже важно), дело в том, что шнеки соприкасаясь с поверхностью, перемалывают верхний слой плодородного грунта, также как это делает борона трактора на колхозном поле перед посевной. Таким образом, круг эксплуатации сильно сужается, до болот или объектов разработки грунта. В Австралии штучное производство шнекороторных вездеходов налажено и пользуется стабильным спросом.
В России шнекороторный вездеход-амфибия только СПАСАТЕЛЬ – зато, посей день!

февраль 2016. Евгений Агеев для Новости 94

Похожие Записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

« »