Советские исполины моря

Мар 24 • Вездеходы, Вездеходы Фото, Видео Вездеходов, Военные, Интересно!, Летающие, Морские Вездеходы, Советские Вездеходы • 1346 Просмотров • Комментариев к записи Советские исполины моря нет

Во время Великой Отечественной Войны особенно хорошо зарекомендовали себя скоростные боевые плавучие средства, в основном использовали торпедные катера, когда необходимо было нанести внезапный удар по противнику или проводить переброску десанта в район боевых операций. Однако скорость таких кораблей все-же была недостаточна, чтобы проводить серьезные боевые и десантные операции в послевоенное время. Требовались совсем другие рабочие характеристики водных боевых судов. На помощь пришел так называемый «экранный эффект» – эффект резкого изменения подъемных свойств крыла во время полета вблизи экранирующей поверхности на малых высотах. Такой экранирующей поверхностью может спокойно служить вода, имеющая два неоспоримых свойства — высокая плотность и жидкое состояние.


КАСПИЙСКИЙ МОНСТР ВЗЛЕТЕЛ — ПЕНТАГОН ВЗДРОГНУЛ


Первые аппараты, которые стали использовать экранный эффект, стали называться экранопланами или экранолетами. В начале 60-х в Советском Союзе была принята государственная программа по разработке и изготовлению экранопланов. Программа оказалась очень продуманной. Сразу два КБ в Советском Союзе стали заниматься работами по проектированию «летающих кораблей». Инженерно-конструкторские работы по этой тематике велись в условиях жесточайшей цензуры, а само слово экраноплан стало секретным.


СПАСИТЕЛЬНЫЙ ЛУНЬ


По техническому заданию, которое получили КБ, важно было не только реализовать основные конструкторские решения по использованию экранного эффекта, но также предусмотреть на этих машинах возможность перемещения над земной и ледяной поверхностью, а также способность моделей выходить на берег. По результатам работ, в середине 60-х годов, появились две, наиболее известные, разработки советских конструкторов.


ОРЛЁНОК, ОРЛЁНОК — МОГУЧАЯ ПТИЦА …

… И НАС НЕ СЛОМИТЬ НИКОМУ


Первая – это проект самолета-амфибии, который по большому счету не был экранопланом. Экранный эффект в этой разработке планировалось использовать только при взлете и посадке. Ее реализация позволила бы создать самолет, для взлета которого не нужна была бы взлетно-посадочная полоса, и который бы имел значительно лучшие рабочие характеристиками (в основном подъемной массой — бомбовой или десантной нагрузкой), чем обычный самолет-амфибия и тем более с вертикальным взлетом.

Советские исполины моря. Экраноплан КМ. Американцы испугались и назвали его Каспийский Монстр

Советские исполины моря. Экраноплан КМ. Американцы испугались и назвали его Каспийский Монстр

Вторая – это проект КМ или корабль-макет. По американской военной терминологии он был известен, как «Каспийский Монстр». Американцы обнаружили его из космоса, во время испытаний на Горьковском водохранилище, которые начались в июне 1966 года. Это был уникальнейший аппарат. И американцы (с испуга) дали ему более точное название, чем просто корабль-макет. Это был действительно огромный 100-метровый монстр, имевший взлетную массу около 550 тонн. Несмотря на такие размеры «летучий корабль» мог развивать скорость до 500 км/ч. Это означало возможность высадки нескольких батальонов десанта с бронетехникой в районе Анкориджа (Аляска) через 2 часа, а в штате Вашингтон (континентальная Америка) через 6-7 часов! Даже по современным меркам переброска тактических сил в таком количестве и на такое расстояние в тыл противника вызывает сомнения, в первую очередь из-за риска потерь десантных самолетов, их потребуется минимум 10 штук, часть из которых обязательно собьют. Уничтожить летящий корабль гораздо сложнее, а защитить его сможет одно звено истребителей палубной авиации.


БЕЗОПАСНЫЙ ICON A-5


По результатам испытаний двух разработок, был разработан и изготовлен экраноплан под названием «Орленок». Его первые испытания прошли в 1972 году. Он представлял собой десантное-транспортное средство, предназначенное для транспортировки людей, колесной и гусеничной техники.

Высокая скорость такого судна позволяла обеспечить быстроту переброски войск, недостижимую для обычных десантных кораблей. Более того, минные поля и десантные заграждения, «Орленок» мог спокойно перелетать. Во время испытаний была подтверждена и высокая живучесть аппарата.


НОВЫЙ ОРИОН-20


По результатам испытаний, высокая государственная комиссия запланировала выпустить около 120 таких аппаратов. Но в 1974 году программа производства экранопланов была прекращена. Разгорелся извечный конфликт министерств и ведомств. Авиационные руководители были против работ по разработке и изготовлению гидросамолетов и морских исполинов, и настаивали на том, чтобы работами должна заниматься судоходная промышленность.


ВОЗВРАЩЕНИЕ ЭКРАНОПЛАНА


Но там также не сильно радовались перспективе заниматься такими самолетами. Поэтому финансирование таких программ стало осуществляться по остаточному принципу. В результате вместо нужных 120 экранопланов «Орленок» на свет появилось всего лишь три образца.


АМЕРИКАНЦЫ УКРАЛИ У РОССИИ РАКЕТЫ И ЭКРАНОПЛАН


Советские исполины моря. Экраноплан Лунь, ракетоносец - убийца авианосцев

Советские исполины моря. Экраноплан Лунь, ракетоносец — убийца авианосцев

Следующим проектом советского экраноплана стала разработка под названием «Лунь». Первый опытный образец спущен на воду в 1985 году. Проект признали очень перспективным, он имел отличные рабочие характеристики. Основной задачей проекта стала разработка экраноплана вооруженного современными ракетами средней дальности, способного уничтожать авианосцы противника. Испытательный образец показал хорошие результаты и позволял спокойно, на высоких скоростях, входить в зону поражения противника, выпускать противокорабельные ракеты «Москит» и оставаясь незамеченным для радаров, возвращаться на базу.


ULTRA PELICAN ОТ BOEING


Помимо ракетного экраноплана Лунь сделали также спасательным-мобильным госпиталем. К сожалению эту разработку не довели до завершающего этапа, а жаль. Летучий корабль мог спасти жизни Моряков-Подводников с Атомохода К-278 Комсомолец и Атомного Подводного Ракетного Крейсера К-141 Курск. В случае с К-141 Курск — спасательный госпиталь на 500 человек мог быть на месте аварии через 1 час! тогда как спасательные корабли Северного Флота прибыли к месту трагедии только через сутки…

ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ГЕРОЯМ ПОДВОДНИКАМ!

Распад Советского Союза не позволил реализовать, в полной мере, данные проекты. Отсутствие финансирования и ведомственная неразбериха привели к тому, что перспективные разработки, и не только летучих кораблей, были закрыты.

март 2015. Байбиков Вадим Вадимович для Новости 94

Читайте пожалуйста много интересных статей в Рубрике Космос Новости 94 (нажмите чтобы посмотреть)

Посмотрите статьи о космических вездеходах (перейдите пожалуйста по ссылке)

Похожие Записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

« »