Мотоциклисты — ценители времени! EXPLORER

Снежные мотоциклы? Производители, постарайтесь встретить рост потребительского спроса…

Июн 9 • Вездеходы Фото, Видео Вездеходов, Все о снегоходах, Гражданские Вездеходы, Гусеничные, Зарубежные Вездеходы, Зарубежные Снегоходы, Мотовездеходы, Подростковые и Детские Вездеходы, Производители Вездеходов, Сноубайк, Спорт и Отдых • 664 Просмотров • Комментариев к записи Снежные мотоциклы? Производители, постарайтесь встретить рост потребительского спроса… нет

Мотосноубайки уже имеют довольно длинную историю. Нет, серьезно! Их делают в течение целого десятилетия, нет и недостатка производителей, которые пытались и пытаются сделать жизнеспособный конверсионный комплект для эксплуатации мотоцикла на снегу, льду, песке, болоте и т.д. Только за последний год на рынке гусеничных девайсов появилось три новых компании.

Так или иначе, мотоциклы смогли доказать свою жизнеспособность и альтернативу или даже серьезную конкуренцию традиционным снегоходам. А в последние несколько лет современные однолыжные мотоснегоходы получили наибольшую популярность.
Основной причиной этого стремительного роста спроса на гусеничные комплекты для мотоцикла грязи, является появление все новых наборов преобразования и развитие мотокультуры.

Мотоциклисты — ценители времени! EXPLORER - невероятная прыгучесть и маневренность

EXPLORER AD Boivin — невероятная прыгучесть и маневренность

Вы, возможно, видели их на снегу или даже имеете опыт управления таким спортивным снарядом (и я как автор хочу подчеркнуть это словосочетание), но если вы еще не слышали о мотосноубайке, то знайте, развитие этого класса мотоциклов шагнуло далеко вперед и дошло до крупных производителей снегоходов: Polaris недавно приобрел производителя гусениц Timbersled, Arctic Cat презентовала свой новый «снегоход», известный как SVX 450, а AD Boivin еще в 2008 году снял с производства (но потом одумался и возобновил) единственный одноколейный снегоход Snow Hawk заменив его конверсионным комплектом Explorer. Кстати, крупные игроки техники (кроме AD Boivin) в том числе перечисленные в предыдущем предложении еще пару-тройку лет назад категорически не признавали мотоциклы переобутые в гусеницу и лыжу из-за существенной конкуренции, составившей до 15% рынка снегоходной техники. И конечно-же, признание такими производителями снегоходов является неоспоримым доказательством того, что снежные мотоциклы зашли на рынок Powersport надолго.

Одновременно, угрожающими темпами развивается зимний мотокросс с кучей различных вариантов, новый захватывающий вид спорта в скором времени может занять лидирующие позиции. Мы подумали, что это важно, и потратили несколько дней, поговорили с опытными участниками, разобрались в спецификации, собрали информацию в Интернете и у дилеров и, наконец, написать этот обзор, чтобы помочь Вам с выбором комплекта…

Задумайтесь!
Если вы никогда не пробовали снежный мотоцикл, то вы можете быть удивлены такому притяжению кроссменов и эндуристов и не только, к этому прорыву инженерной мысли”. Почему кто-то хочет отказаться от 120 л.с. и более снегохода в пользу 50-сильного мотоцикла, который требует определенного опыта управления и огромной физической отдачи? Практика езды на гусеничном мотоцикле совершенно отличается от снегохода, более того их даже трудно сравнивать.

Off-road мотоциклы на гусеничном ходу легко едут по снегу разной глубины и плотности, отлично прыгают и смело преодолевают жесткую пересеченку в отличие от снегоходов. Они могут взять склон крутой горы в лоб” или по диагонали с очень небольшим усилием пилота, могут ехать между деревьев и виртуозно маневрировать, лежачие” виражи — обыденная реальность, в альтернативу неуклюжим снегоходам. Производительность мотоцикла постоянно улучшается с новыми лыжно-гусеничными конструкциями и вполне вероятно, что мотосноубайк в скором будущем сможет дать фору Ski-Doo Summit или MXZ не только летом. Исходя из нашего опыта, можем смело заявить, трудно смешивать снегоходы и снежные мотоциклы в одной поездке, так как они оба имеют свои сильные и слабые стороны на разной местности.

Frozenmoto гусеница для мощных мотоциклов

Flash Point Championship Snowbike Racing

Очевидная и самая большая польза от гусеничных комплектов для мотоцикла, это круглогодичная эксплуатация, и чем севернее живет мотоциклист тем больше он оценит возможность конвертировать своего железного коня туда и обратно между грязью и снегом для круглогодичного использования. Кроме того, мотоцикл снега весело отличается от езды по грязи в разрезе падений, и это может подтолкнуть вас из зоны комфорта снегохода, даже с небольшим мото опытом! В США и Канаде проводятся соревнования по Snowbike, в большинстве случаев любительские заезды в рамках снегоходных соревнований местного значения. Но есть и профессиональные участники, мы смогли взять интервью по Скайпу у известных снежных мотокросменов: Рейгана Зига попробовавшего почти все перечисленные комплекты в нашей статье и Аарона Стерка — Чемпион Мира и многократного призера RMSHA Semi-Pro (нажмите на выделенный фрагмент).

Кто игроки?
Много шума наделали своими комплектами AD Boivin и Timbersled, однако большая часть этого шума подпитывается за счет приобретения последнего компанией Polaris, а вот шум вокруг первого производителя действительно основан на отзывах профессиональных спортсменов и огромной армии любителей, комплект прост, надежен и очень оригинален как конструктивно так и возможностью летней эксплуатации гусеницы например с передним колесом. Искать производителей конверсионных комплектов для преобразования мотоцикла в сноубайк оказалось не так сложно, ведь по сути их раз-двадевять-десять, расчет окончен: 2 Moto Radix, SnoXcycle, AD Boivin Explorer, Timbersled, Ufo Snowbikes, Mototrax, SNOWRIDER, CMXBK, Frozenmoto, Camso DTS 129′′ и самый экзотический из углеродного волокна Yeti, с него и начнем.

Канадский комплект YETI SNOWMX действительно самый необычный и самый дорогой. Производитель со штаб-квартирой в Санкт-Альберт, штат Альберта, Канада использует легкий углеродный туннель с вставками из алюминия в ключевых местах. В гусеничном обводе установлена пара амортизаторов FOX, а привод осуществляется с помощью ременной передачи через вторичный вал, который виден через прозрачную пластиковую крышку на внешней стороне туннеля. Прозрачная крышка сделана не случайно, на сайте производителя так и написано: чтобы смотреть натяжение ремня и видеть когда его подтягивать”. Производитель требует заменить штатную ведущую (на мотоцикле) звездочку на 13 зубов если Ваш мотоцикл не оснащен турбонадувом. Также существует целая таблица для применения приводных шкивов и соотношение передаточных чисел редуктора, явно направленное на понижение передаточного числа, а равно значительное снижение скорости мотоцикла. Цена комплекта в Канаде начинается от 10000 долларов, но это только входной билет, дальше покупателя ждут новые расходы примерно в половину от этой суммы на тюнинг комплекта для увеличения надежности, по сообщениям на Канадских и Американских форумах в стоковом варианте часто случаются поломки привода гусеницы и редуктора, обрыв ременной передачи, пользователи комплектов настаивают на обязательной установке турбины на мотоцикл иначе максимум третья передача и скорость не более 40 mph (60 км/ч), есть жалобы о плохом управлении на утрамбованном снегу из-за невозможности рулить корпусом, зато на турбированных мотоциклах комплект хвалят при эксплуатации на глубоком снегу и за проходимость и за маневренность, и за динамику. Список доноров включает 24 модели мотоцикла в различной кубатуре, есть даже 250 см3 но только на 2-х тактниках. В России купить этот комплект для motosnoubike не получится, официальных поставок нет.

Американский производитель с громким названием Сумасшедший Горный Экстрим”  (CMX — Crazy Mountain Xtreme) — компания локальная, в основном занимается тюнингом снегоходов и спортивно развлекательными мероприятиями на снегоходах, доработанных в мастерских компании, также при компании тренируется несколько именитых спортсменов в классе снегоходов. А теперь еще производит конверсионный гусеничный комплект CMXBK. Этот набор аналогичен (по-большому счету, почти все гусеничные комплекты одинаковы по своей конструкции) Timbersled, но также как YETI SNOWMX использует ременный привод и сделан как AD Boivin Explorer из алюминия. Изначально примечательной особенностью являлось то, что CMXBK использовал спаренную переднюю лыжу от упомянутого выше AD Boivin Explorer. Основная особенность — это крепление лыж к каждому перу вилки и наличие уникальной поворотной скобы, которая позволяла передним лыжам работать независимо друг от друга, значительно повышая управляемость в поворотах. Однако такое решение снижало надежность узла управления (вилка начинала сопливица уже через 3-5 часов легких покатушек) и в итоге CMXBK получил лыжный комплект от Yeti. Цена гусеничного комплекта CMXBK от 7000 до 8000 USD (что примерно одинаково с предыдущей моделью из-за разницы курса канадской и американской валюты) за базовую комплектацию, а колебание ценника зависит от длины гусеничного полотна. Как и в предыдущем варианте мотоцикл необходимо оснастить турбиной, в противном случае Вы не получите реальной отдачи от комплекта. Обзор комплекта CMXBK необходимо дополнить информацией с форумов. В основном люди пишут о катаниях на мотоциклах взятых на прокат (впечатления положительные) в месте дислокации компании, а точнее на Сумасшедшем Горном Ранчо (Crazy Mountain Ranch) что в 15 км от производственной площадки и офиса компании находящейся в городке Клайд Парк (Clyde Park) штат Монтана, США. Для установки CMXBK доступны мотоциклы KTM и их клоны Husaberg/Husqvarna, Beta, TM, с силовой установкой от 450 см3, а лучше более 500” как гласит сайт производителя и помните про турбину. В России не продается. Из отзывов частных владельцев на просторах американского интернета нам удалось найти только один и очень короткий, но положительный. Парень с Аляски из города Ситка (кстати раньше он назывался Ново-Архангельск), мы ему написали письмо в личку, и он ответил — Джон Леоновский, потомок Русских поселенцев, рассказ начал со своего дедушки, он родилась на Аляске но родители его Русские, прадед работал на судостроительных верфях, и он носит их фамилию как дед, который погиб в 1944 году во время высадки десанта союзных войск в Нормандии. Джон установил комплект на мотоцикл Husaberg FE570 и очень доволен великолепной проходимостью на глубоком снегу, где способен соревноваться со снегоходами, сокрушается только, что из-за турбины часто приходится менять поршневую группу, но он не расстраивается так как очень любит возиться с мотоциклами, а мастерским не доверяет, пишет, что халтурят (прямо как у нас). И расстроен он как очевидно не из-за денег, у него большой гараж в котором хранится 12! мотоциклов и один из них Indian с заводским номером 00104 полностью на ходу и иногда даже его снимают в кино.

Explorer от Канадской AD Boivin использует совершенно иной принцип привода и вообще подхода к снежному мотоциклу. Немного о самой компании: AD Boivin основана братьями Аланом и Денисом Боивин в 1995 году в Левайсе, штат Квебек, Канада. До образования собственной компании Денис Боивин работал инженером-конструктором в Bombardier Inc. Монреаль и конструировал снежные машины. В 1995 году уже в своей компании братья сконструировали снегоходную подвеску Expert и продали патент на нее компаниям Bombardier и Polaris. В скором времени они доработали конструкцию и назвали ее Expert X распространив разработку уже среди производителей снегоходов большой четверки. И по сей день на всех производимых снегоходах и перечисленных тут мотосноубайках использующих снегоходную подвеску использована концепция Expert X доработанная с развитием современных материалов.

Тонкости выбора. Snow Hawk 600 HO

AD Boivin Snow Hawk 600 H.O.

В 2001 году AD Boivin вышла на рынок уже со своим снегоходом Snow Hawk — основной концепцией которого стала одна колея. Одна лыжа и одна гусеница пятого производителя снегоходов перевернули рынок спортивных машин, на время вытеснив спортивную линейку у двух крупных игроков. Каждый спортсмен от мотокросса и снежного кросса мечтали обладать новой машиной или хотя бы покататься на ней. Линейка новых снегоходов развивалась небывалыми темпами, за 6 лет производства на свет появилось 6 моделей  Snow Hawk — 500, 600, 800, 900 и юношеские модели Hawk Junior 60 и 120 см3, все модели кроме 500-й производятся и по сей день. Одновременно с производством снегоходов, компания спроектировала и начала продажи первых в мире комплектов гусениц для ATV впоследствии продав разработку компаниям Camoplast и TJD.

Снегоход в классе Суперспорт для Подростков. Snow Hawk Jr.X 120 в летнем варианте

AD Boivin Snow Hawk Junior X 120 в летнем варианте

Одновременно разработана и внедрена снегоходная подвеска из угле пластика ZX2. С 2012 года компания внедрила гусеничный комплект TrackNGo для автомобилей с установкой на штатные колеса. Однако мировой финансовый кризис 2008 года и появление на рынке гусеничных комплектов для мотоцикла подтолкнуло инженеров на создание конверсионного комплекта. Несмотря на огромный опыт разработки снегоходных подвесок Денис Боивин отказался от идеи установки их на мотоциклы из-за значительных потерь в трении ведущего элемента о гусеничное полотно. Также снегоходная подвеска не соответствовала принципу управления мотоциклом, опорные склизы гусеничной подвески не дают свободно наклонять снаряд и вынуждают пилота использовать руль, что опасно, а порой просто не возможно. Итогом разработки стала конструкция гусеничной тележки в которой отказались от использования склизов, опорные катки расположили по центру полотна, а ведущее колесо оставили на традиционной оси вынеся его за пределы гусеницы. Получилось что колесо установленное поверх гусеничного полотна как бы катится по нескончаемому ровному ковру, одновременно приводя его в движение без потерь на трение, оставив мотоциклу его традиционные показатели скорости и маневренности. Помимо полностью мотоциклетного управления и наличия гироскопического эффекта колеса Explorer MOTO получил возможность эксплуатации не только на снегу, но и в грязи, что несомненно важно в межсезонье и особенно интересно для эксплуатации мотоцикла на песке. Размер гусеницы 120′′х11,6′′ (300х29 в сантиметрах). Но главное, у гусеничного комплекта нет! потерь длины полотна на углах, для опоры на поверхность используется ровно 1⁄2 (половина) длины, из похожих так делает только 2 Moto Radix, в отличие от остальных рассматриваемых в настоящей статье, где потери неиспользованных сторон составляют от 2⁄3 до 3⁄4.  Угол атаки снега задается при установке и имеет возможность регулировки во время катания в параметре до 10 см, то есть можно задать угол набегания на снег до 20 градусов, что необходимо при глубине мягкого снега более 70-80 см. Регулировки это еще одно отличие от других комплектов которые лишены такой важной опции, пилот может регулировать центр тяжести мотоцикла — двигая гусеницу в параметре 0,5 метра, изменять угол атаки снега и высоты мотоцикла, а также усилие и угол наклона относительно лыжи. Лыжа комплекта Explorer MOTO это старая проверенная конструкция от Snow Hawk, Вы можете настроить ее под плотность снега, например на льду или укатанном снегу ее можно расслабить и при наклоне мотоцикла для вхождения в поворот лыжа останется стоять всей плоскостью на поверхности вгрызаясь в лед четырьмя коньками не давая сорваться в занос, а на мягком и глубоком снегу лучше ее затянуть, чтобы она создавала упор всей плоскостью с той же целью. Крепление лыжи использует традиционною ось колеса и отверстия крепления суппорта — очень надежное крепление. Помимо всего сказанного можно добавить к плюсам максимальное использование элементов мотоцикла, не нужно демонтировать маятник и тормозную систему, установка комплекта занимает столько-же времени как регулярная замена колес. Количество отзывов на форумах и в СМИ о комплекте бесконечно, что говорит о большой популярности, проведены многочисленные тесты, конечно встречаются и отрицательные отзывы, большинство из которых говорят о постоянной потере пружины подножки (у Explorer своя подножка), но большинство профессиональных спортсменов мотокросса и эндуристы останавливают свой выбор именно на модели Explorer AD Boivin, также свой выбор на этой модели остановили и производители мотоциклов BMW и Volta. За счет простой конструкции и отсутствия бесполезных нагрузок комплект неприхотлив и не требует специального обслуживания. Работает на мотоциклах с объемом двигателя от 125 см3. В списке доступных мотоциклов более 300 моделей включая Китайские и Российско-Китайские. В России есть официальный дистрибьютор, как ни странно, предлагается даже тест-драйв с профессиональным тренером, цена нового комплекта 185 тыс. рублей. Есть и б/у комплекты с более гуманными ценами. По телефону нас заверили, что как новые так и б/у комплекты обеспечены гарантийным сроком и это несмотря на классификацию товара — спортинвентарь.

Mototrax из Москвы, штат Айдахо, США (да-да-да у них тоже есть Москва) один из новичков на рынке гусеничных комплектов. Использует несколько иной подход в постройке конверсионного гусеничного комплекта в отличие от Frozenmoto, Timbersled, CMXBK. Mototrax, как и Российский SNOWRIDER устанавливает неподвижный тоннель облегченной конструкции больше напоминающий крыло (чтобы снег не летел), а за основу комплекта принята маятниковая группа склизов упирающаяся в передней части в трапецию с одним амортизатором FOX IFP, а в задней части в параллельный рычажный треугольник, основа которого крепится на оси поддерживающих колес в гусеничном тоннеле, причем угол завала амортизатора составляет менее 25 градусов. По конструкции Mototrax максимально упрощен, никаких лишних деталей, угол атаки снега минимизирован до 15 градусов и поддерживается только склизами. Совершенно очевидно, что такой тип конструкции ориентирован на полноценный мотокросс нежели на развлекательные покатушки и это легко объясняется. Участниками компании производителя являются спортсмены от мотокросса и снегоходов, Аарон Стерк — Чемпион Мира и многократный призер RMSHA Semi-Pro дал нам интервью (смотрите по ссылке). Комплект выпускается в трех версиях: Эндуро 120′′ с ценой 4500 USD, Горный 129′′/137′′ с ценой 5000 USD и самый дорогой Кроссовый 120′′/129′′ ценой 5500 причем в тех комплектах где два варианта длины на цене это никак не отражается. Обратите внимание, именно самая короткая, кроссовая версия стоит дороже самой длинной горной! Найти отзывов нам не удалось из-за новизны комплекта, его начали продавать только в этом году. В Россию не поставляется.

В то время как большинство производителей предлагают именно конверсионные гусенично-лыжные комплекты для эндуро мотоциклов, Arctic Cat готова стать вторым OEM (оригинальный производитель оборудования), как Snow Hawk от AD Boivin, и продавать полноценный снегоход Arctic Cat SVX 450 в классе суперспорт (с одной лыжей и одной гусеницей). Arctic Cat впервые показал версию Arctic Cat SVX 450 на мартовской (2016) презентации обновленной линейки снегоходов 2017 модельного года, и все присутствующие опознали в новой моделе мотосноубайка французский Sherco 450 с гусеничным комплектом от Camso (ранее Camoplast) длиной 120′′. Выбор мотоцикла совершенно непонятен, ведь всем известно что Arctic Cat строит снегоходы совместно с Yamaha и новая модель Yamaha YZ450FX подошла бы для такого мотосноубайка как нельзя кстати. Именно на Yamaha YZ450FX с комплектом Explorer AD Boivin занял первое место на чемпионате США Рейган Зиг. К самой конструкции гусеничного мотоцикла-снегохода вопросов нет, однако и отзывов о новинке мы найти не смогли кроме обзорных статей (В ближайшее время непременно опубликуем отдельную статью об этой новинке), кстати и про турбонадув мы не нашли ни слова. Скорее всего, после начала продаж, к новому снегоходу появятся дополнение в виде более длинных гусениц, турбонадува и комплекта колес с маятником и всем необходимым для переоборудования обратно в мотоцикл… как это сделал AD Boivin c юношеской версией Snow Hawk — Hawk Junior 60/120, но в этом случае можно заменить только лыжу на переднее колесо, а гусеница остается для великолепной проходимости по грязи. По цене, полноценный снежный мотоцикл получился дешевле доукомплектованных аналогов — 14000 долларов на родине производства, следует учитывать, это цена за заводское изделие, априори более качественное чем любой комплект конверсии. Однако цена не включает в себя колеса на лето и турбонадув на зиму. Обзвон Российских дилеров результата не дал, только один человек из пяти знал о существовании модели Arctic Cat SVX 450, но ни по цене ни по сроку доставки сказать ничего не смог пообещав перезвонить в понедельник после разговора с руководством. Ни в понедельник, ни во вторник звонка не было, вот и верь после этого Российским предпринимателям.

След от Timbersled. Только для опытных пилотов

Timbersled Mountain Horse 137 in

Timbersled оказал на рынок конверсионных комплектов довольно сильное влияние за последние пять лет или около того. Основатель, Аллен Мангам, запатентовал систему преобразования в снежный мотоцикл Mountain Horse” в 2011 году. А в 2014 компания приобрела другого производителя гусеничных комплектов для мотоцикла — Ufo Snowbikes, а владельца и разработчика Джастина Йорка пригласила к себе, чем значительно укрепила инженерно-конструкторское бюро, что способствовало достаточно быстрому развитию бизнеса и привлекло внимание одного из крупнейших игроков рынка, Polaris купил бизнес весной 2015. Timbersled совместим с большинством современных грязевых мотоциклов. Он использует снегоходную подвеску гусеничного модуля, установленную на шасси тоннельного типа, крепится вместо маятника мотоцикла, поставляется с одной лыжей. Силовая передача от двигателя мотоцикла к редуктору гусеницы — цепная, передает усилие на промежуточный вал и далее через вторичную цепь на приводной барабан установленный внутри гусеницы (все как на снегоходе). Дисковая тормозная система от Wilwood на промежуточном валу обеспечивает торможение. Общая концепция комплекта Timbersled остается неизменной на протяжении многих лет, но детали постоянно эволюционируют. В 2016 году инженеры Polaris предложили несколько улучшений, из наиболее значительных, установка амортизатора FOX между рамой мотоцикла и гусеничным туннелем, в отличие от жесткого крепления в прошлых версиях. Сдается мне что разработчики подсмотрели это решение на Frozenmoto! Подсмотрели или сами догадались теперь не важно, однако решение правильное и пошло на пользу, обеспечив в купе с амортизаторами самой подвески 50 см полного хода, а также помогает лучше чувствовать мотоцикл. Другое не менее значительное развитие это приобщение подростковой молодежи от 11 лет и старше с моделью ST 90 RIPPER для мотоциклов с объемом двигателя 110-125 см3. Конечно, в этой модели установлена короткая и узкая гусеница от Snow Hawk — Hawk Junior 60 компании AD Boivin, не способная на подвиги”, но все же наиболее важным кажется само развитие детского мотоспорта. Цены на взрослые модели в США начинаются от 4000 USD (с учетом установочных адаптеров) на 120′′ (300 сантиметров) гусеницу в стоковом варианте и заканчиваются 8400 USD за комплект NEW ARO 137′′ (342 сантиметра) в максимальной комплектации. В России официальных поставок пока нет, несмотря на наличие Официальной” дилерской сети Polaris, можно привести комплект самому, тогда добавьте к цене транспорт (примерно 1000 USD) и  таможенную очистку (1500 — 2800 USD в зависимости от модели) итого от 6500 до 12200 Североамериканских долларов. По отзывам пользователей комплект надежен и неприхотлив, а ST 120 RAW — самая овощная” и дешевая модель в линейке (за исключением детской) уверенно преодолевает снег глубиной до 50-60 см (в зависимости от плотности), и даже не требует использования турбонаддува. Много положительных отзывов в основном упоминаются катания в горах, многие дают рекомендации будущим покупателям суть которых сводится к увеличению объема ДВС или установке турбины. Основными минусами пользователи называют значительно упавшую скорость из-за понижающего ряда редуктора, тяжелую маневренность на плотном снегу, быстрый износ грунтозацепов и сложности в монтаже перед началом эксплуатации и демонтаже после. Проблемным узлом был и остается тормоз, с ним кстати и связана львиная доля проблем при монтаже/демонтаже. Линейка мотоциклов доступных для переоборудования в Timbersled достаточно обширна и включает все известные мировые бренды с объемом от 250 см3 для 120 гусеницы. Для 137 дюймовой гусеницы требуются мотоциклы с турбированным мотором 450 см3, а лучше более объемные.

Frozenmoto гусеница для мощных мотоциклов

Frozenmoto гусеница для мощных мотоциклов

Frozenmoto также обновил линейку в 2015-2016 годах. Принцип работы идентичен с предыдущими моделями, за исключением установленного дополнительного автоматического сцепления Rekluse — которое в свою очередь исключает спорт как таковой и позволяет провести параллель с вариаторными снегоходами. В конструкции используется алюминий, помимо подрессоренной гусеницы установлен амортизатор на весь туннель (мы говорили об этом описывая конструкцию Timbersled). Frozen MOTO SMX и SMR комплектуются амортизаторами Elka Stage 1 (Elka Stage 5 — опция) и гусеницей Camoplast backcountry 121′′х12′′ (302,5х30 в сантиметрах) со злыми грунтозацепами, лыжа от Curve Industries, и как написано выше сцеплением Rekluse. Основным отличием от других производителей стала система Сломанный рельс” — это склизы установленные на скошенном участке гусеничного полотна первым принимающего снежный удар или атакующего снег. Несмотря на впечатляющий набор производителей, что конечно же отражается в цене, на американских и даже российских форумах и СМИ положительных отзывов гораздо меньше чем отрицательных. Начнем с довольных пользователей, они в основном из америки — это те кто установил себе турбину, встречаются победители в любительских соревнованиях. Отрицательные отзывы в основном касаются низкой проходимости в глубоком снегу из-за нехватки мощности и заканчивая критическими поломками даже на тестовых заездах. На Камчатке например сломали узел крепления лыжи. Известный мото журналист и спортсмен Юрий Солонович на выставке МОТОЗИМА 2016 (КВЦ Сокольники) так прямо и сказал: Ну не едут они без турбины”. Тоже самое он подчеркивает в своих статьях, рассказывая о специальной подготовке мотоцикла: замена распредвалов, увеличении объема до 470 см3 и сотый бензин! в другой статье напоминает, что американские братья уже давно используют турбонаддув (ссылки на материал выделены цветом). В России комплект Frozen MOTO продается по цене 260 000 рублей, что не соответствует нормальному ценообразованию наводя на некоторые нездоровые мысли о происхождении товара. В Америке производитель просит за Frozen MOTO 5500 USD и это без транспорта до России — примерно 1000 USD, таможенной очистки 1500 USD, итого 8000 долларов или в рублях более 450 тысяч без учета маржи Российского продавца. Откуда такая небывалая щедрость российского дилера” абсолютно не понятно, ведь реэкспорт в Америку или Европу принесет большую доходность. Для сравнения, отечественный SNOWRIDER из Тюмени (читайте об этом комплекте ниже) стоит тех-же 260 тысяч рублей причем с учетом сезонной скидки. Минимальное требование комплекта Frozen MOTO к донору — 450 см3, в списке на российском сайте упоминается только шесть моделей мотоциклов — по два Kawasaki и KTM, Honda и Yamaha. Гарантии на изделие нет — спортинвентарь.

Аутсайдерами вижу двух старожил зимнего мотокросса: SnoXcycle и 2 Moto Radix. SnoXcycle самая простая модель с имитацией заднего колеса, парой удлинителей и узким гусеничным полотном. Конструкция очень похожа на используемую в детских версиях Snow Hawk Junior и мото комплекте Timbersled ST 90 RIPPER для 110 кубовых мотоциклов. Основным преимуществом комплекта является его цена, в России новый SnoXcycle можно было купить за 1200 Американских долларов, но сделать это нужно было до 2010 года, на сайтах частных объявлений можно встретить предложение юзаных комплектов по цене 40-50 тысяч рублей. В настоящее время снят с производства.

Компания 2 Moto из города Бойсе (Boise), штат Айдахо, США с комплектом Radix — гораздо более навороченным. Первый прототип увидел свет 29 сентября 2007 году будучи презентованным на выставке Idaho Snowmobile Show, и по тем временам произвел реальный фурор, затмив новинку 2008 модельного года от Polaris — RMK показанную на той-же выставке. Комплект презентовали установленным на Kawasaki 450, плоская геометрия гусеницы с закругленным профилем, два амортизатора Öhlins, собственная тормозная система, склизы из высокомолекулярного пластика — все это сказалось не только на интересе прессы и потенциальных пользователей, но и на цене, 4500 $ США, для американского рынка в 2007 году — сравнимо с ценой на новый мотоцикл!  Передача тягового усилия осуществляется через вторичный вал, на нем же расположен диск тормозной системы. Инженеры распределили усилие нагрузки за счет амортизаторов и дополнительной крепежной серьги максимально равномерно, несмотря на заднее расположение ведущего вала гусеницы. Размер гусеничного полотна 109′′х10,8′′ (275х27 в сантиметрах). В списке доступных для переоборудования мотоциклов все модели KTM и еще 24 модели Японских и Шведских производителей. В течении первых двух лет продажи (2007-2008 года) 2 Moto Radix слыл абсолютным лидером в связи с отсутствием достойных конкурентов. Эксплуатация Radix возможна не только на подготовленных трассах, на снегу глубиной до 50-70 см (но это с натягом и сильной зависимостью от плотности), малая глубина снега объясняется нулевым углом атаки гусеничного полотна и все из-за упомянутой выше серьги крепления гусеничной тележки в передней части. Основным отличием от конкурентов является наличие разных лыж (опция), штатно в комплект входит самая узкая лыжа Simmons FlexiSki шириной 15 см, как доп оборудование можно приобрести лыжи шириной 20 и 25 см. Также место крепления лыжи оборудовано возможностью регулировки по вылету, для настройки управляемости. Основными нареканиями на форумах и в СМИ значатся: надежность конструкции гусеничного элемента, постоянная необходимость подтягивать вторичную цепь из-за большой длины и износ гусеничного полотна. Так например на тестах журнала МОТО в 2011 году известный мотожурналист и спортсмен Павел Курлапов при наезде на пенек спрятанный под снегом погнул раму гусеничного элемента, дальнейшее движение было возможным, но очень условно, посмотрите статью-тест журнала «За рулем» Конверсия: гусеничные комплекты для эндуро. И подобными примерами интернет пестрит желто-красный цветом. Встречаются упоминания о погнутых креплениях лыжи. В России купить комплект 2 Moto Radix не представляется возможным из-за отсутствия дилеров — наверно санкции виноваты, зато мы нашли свежие предложения б/у комплектов на Казахской доске объявлений — 2008 года выпуска продается за 940 тыс. тенге (примерно 3000 USD) и Грузинской год выпуска не указан, за 9700 лари (примерно 4000 USD).

Не отстают и Российские Предприниматели выполняя указания Президента по импортозамещению. Компания Альфа-Драйв (ООО) из Тюмени с комплектом SNOWRIDER отечественный новичок на рынке. В комплекте использована снегоходная конструкция подвески напоминающая рассмотренные выше Frozenmoto, Timbersled и CMXBK за одним исключением, производитель использует устаревшую конструкцию неподвижного гусеничного тоннеля, сваренного в виде трубчатой рамы, как на первых версиях Timbersled, чем значительно ограничивает ход подвески. Привод гусеницы осуществляется через вторичный вал с диском тормоза, второй цепью. Пара газомасляных амортизаторов YSS, гусеницы серии Talon длиной 121′′, 129′′ и 137′′ и шириной 12,8′′ от Курского НПО Композит, лыжа из ударопрочного полимера не теряющего своих свойств до -200 градусов (так в рекламных целях сообщает производитель). Регулировки конструкции отсутствуют, как и у конструктивных собратьев, регулировку амортизаторов с Вашего позволения рассматривать не буду.  Сайт производителя дает краткие характеристики комплекта и несколько советов по эксплуатации, из рекомендаций — использование ведущей звезды на 12 зубов, также на сайте есть статья-перевод из журнала SnowBikeWorld о использовании Big Bore комплектов, нитро-систем или турбонадува для мотосноубайков. Как и в случае с Mototrax найти обладателей комплекта нам не удалось, зато на сайте производителя есть ссылки на статьи и рекламные мероприятия. По цене, самая короткая 121′′ модель стоит 250 000 рублей, 265 тысяч за 129′′ версию и 280 тысяч рублей за 137′′. Опять вынужден провести параллель с ценообразованием Американского Frozenmoto который продают в России за 260 000 рублей или Американец” не из Америки. С моей точки зрения у отечественного комплекта цена не совсем адекватная, в смысле дороговато. Цена обработки 1 кг металла в России 1000 рублей, масса комплекта 67 кг (вместе с лыжей и гусеницей изготовленных тоже тут в России), из импортных комплектующих только амортизаторы по 10 тыс. рублей за штуку. Итого на круг цена комплекта в производстве от 100 до 150 тысяч рублей. Выходит моржа завода 100%! С импортозамещением Владимир Владимирович поторопился… Однако не могу не признать, появление Российского участника на таком узком рынке делает честь организаторам компании и инженерам разработчикам!

Camso DTS 129′′ еще один новичок-оригинал среди гусеничных систем от именитого производителя гусениц для снегоходов (гусеничного полотна) в 2017 году вышел на рынок конверсионных комплектов для мотоцикла. Camso (ранее Camoplast Solideal) пошел как и все остальные производители по пути склизовой системы, но с одним важным отличием — он использовал один угле пластиковый опорный склиз по центру конструкции также как AD Boivin использует гусеничную тележку с цепочкой колес по центру, что позволяет получить полное сходство в управлении мотоциклом на колесах. Camso давний партнер AD Boivin, в 2006 году они приобрели патент на производство гусеничных движителей для ATV/UTV Traxion Plus и Giant, и теперь не обошлось без участия именитых инженеров последнего в проектировании новой гусеницы. Обратите внимание, основным опорным элементов является склиз установленный посередине и проходящий через всю длину гусеницы начиная от угла атаки снега до колеса возврата, но в основных местах контакта, где склиз может получать удары о лед или предметы под снегом, установлены колесики. А если Вы обратитесь к снегоходной подвеске из углепластика ZX2 AD Boivin (снятой с производства), то найдете что склиз Camso DTS 129′′ не что иное, как половинка ZX2, точнее один угле пластиковый склиз усиленный по сторонам стальным листом. Единственное что изменили инженеры это амортизатор, раньше он работал по ходу движения, а теперь его развернули в другую сторону, все же остальные рычаги остались идентичными. Конечно конструкцию доработали с учетом сегодняшних реалий, ведь ZX2 AD Boivin проектировалась для полноценных снегоходов Snow Hawk и устанавливалась на снегоходы в классе спорт остальных четырех производителей. Система привода использует вторичный вал на который также установлен диск тормоза. В отличие от конкурентов Camso DTS 129′′ использует неподвижный гусеничный тоннель как раньше делал Timbersled, что конечно лучше для гонок по подготовленным трассам, но хуже для поездок в неизведанные места и прыжков — ход подвески ограничен 30 см. Размеры гусеницы 129′′х12,5′′ (322,5х31,25 в сантиметрах) со злыми грунтозацепами 6,25 см. Кстати я не говорил, ресурс гусениц с грунтозацепами более 4-5 см очень ограничен, раз в два (а кто-то и в один) сезона Вы будете вынуждены менять гусеничное полотно. Лыжа 43′′ x 12′′ (1100 mm x 305 mm) самая длинная и широкая из всех рассмотренных! Но вот вес более 9 кг. Форма двух килевая с дополнительными боковыми подрезами. Можем отметить, что в данном случае крепление лыжи имеет наивысшую надежность. Единственное, что с моей точки зрения упустили конструкторы, так это возможность наклонять мотоцикл относительно лыжи. Найти отзывы или критику нам не удалось, так как комплект только увидел свет, а официальные продажи начнутся с осени 2017. Предварительная цена комплекта известна — 4800 долларов на родине производства. В России представительство Camso есть, но ни один сотрудник не в курсе о существовании гусеничного комплекта Camso DTS 129′′ для мотоциклов. Есть также и комплект поменьше Camso 120′′, но в официальную продажу он не поступит так как изготавливается по заказу Arctic Cat только для SVX 450 (мы писали об этом выше).

Что дальше?
Круглогодичная эксплуатация мотоцикла, это замечательное продолжение для развития мотоспорта, а детско-юношеские модели это еще и популяризация мотоспорта среди молодежи, наиболее важное и существенное действо со стороны некоторых производителей конверсионных комплектов.
Преобразование мотоцикла грязи в снежный мотоцикл легче, чем вы могли бы подумать. По словам одного из лучших зимних спортсменов мотоциклистов Рейгана Зига: конверсия занимает около трех часов, для систем с заменой подвески и менее часа чтобы получить мотосноубайк без демонтажа маятника с базовой настройкой, но такую конструкцию предлагает только AD Boivin Explorer….” продолжение рассказа Рейгана Зига (читайте по ссылке), Вы найдете полезные советы и рекомендации от опытного спортсмена.
Мы всего-навсего публикуем обзорную статью и не смеем навязывать мнение автора. Испытав пять из рассмотренных комплектов, смею уверенно заметить, каждый имеет право на уважение.

май 2017. Евгений Агеев для вездеход-снегоболотоход.рф

Похожие Записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

« »