АМО-ЗИС-ЗИЛ

Сен 18 • Вездеходы Амфибии, Вездеходы России, Вездеходы Фото, Видео Вездеходов, Военные, Гражданские Вездеходы, Гусеничные, На колёсах, Полугусеничные Вездеходы, Производители Вездеходов, Советские Вездеходы, Спасательные Вездеходы, Шнекороторные Вездеходы • 7872 Просмотров • 1 комментарий к записи АМО-ЗИС-ЗИЛ

АМО «Завод имени Лихачева» является флагманом отечественного автомобиля. Со дня основания (1916г.) производство ориентировали на автомобили грузоподъемностью от 3,5 до 10 тонн. Такие машины, как ЗИЛ 130 и 131 до сих пор популярны в сфере сельского хозяйства и промышленности. В 2016г. действующему концерну им. А.И. Лихачева исполнится 100 лет, однако он не уступает другим, более современным предприятиям страны.

История завода АМО-ЗИС-ЗИЛ
История концерна АМО «ЗИЛ» начинается с 1916 года, когда 2 августа братья Рябушинские торжественно открылипроизводство в г.Москве. Первый полноценный выпуск автомобилей планировали осуществить в 1917г., однако лишь в 1924г. завод завел 1-й самостоятельно выпущенный Фиат. До этого времени АМО собирал итальянский автомобиль из импортных комплектующих. Но уже в июне 1918г. концерн национализировали и запустили отечественное изготовление запчастей и грузовых средне тоннажных авто.

Как в Первую, так и во Вторую мировую войну АМО-ЗИС обеспечивал Красную (Советскую) армию не только автомобилями и запчастями, но и осуществлял ремонтные работы.

АМО-ЗИС-ЗИЛ

АМО-ЗИС-ЗИЛ

Первые этапы производства
В 1912г. в Милане провели презентацию «Фиат 15 тер», который впоследствии и стал первенцем ЗИЛа. Данный авто выпускался для тропического климата, но разразившаяся Первая мировая война заставила пересмотреть ориентацию производства. Царская Россия заключила договор с итальянской компанией «Фиат» и по техническому заданию требовала выпускать 10 000 единиц в год.
Грузовики первой серии оснащались стальной рамой и маховиком в качестве вентилятора. Тормозной рычаг располагался снаружи. Диски тормозной системы установили на заднюю базу, которые обеспечили мокрое сцепление. Бензобак установили на высоте, чтобы топливо поступало без принудительного давления. У автомобиля присутствовало только лобовое стекло, а двери или точнее входные проемы, при необходимости прикрывались тентом из брезента.

Прошли проверку в Русско-Финскую. Полугусеничный ЗИС-22 на Параде

Прошли проверку в Русско-Финскую. Полугусеничный ЗИС-22 на Параде

Последующую серию разработчики АМО оснастили кабиной традиционной конструкции, дверями и боковыми окнами. Рычаг тормоза переставили в кабину, а рулевой механизм значительно упростили, переведя его на сухое сцепление. Система подачи топлива также претерпела измененияустановка вакуумного насоса, позволила снизить расход топлива.
АМО Ф-15 являлись образчиком надежности, работая в самых труднопроходимых местах, обеспечивая армейские пехотные подразделения всем необходимым. Хотя грузовик обладал недостатком, который так и не смогли устранить, за 7 лет производства этой модели, выпуск составил почти 7 000 экземпляров. На данный момент остались только два образца этого грузовика: рабочий экземпляр находится на территории ЗИЛа, а второй представлен в Политехническом музее г. Москвы.

Прошли проверку в Русско-Финскую. ЗИС-5

Прошли проверку в Русско-Финскую. ЗИС-5

Во время Великой Отечественной передовиком производства являлся ЗИС-5. Трехтонный грузовик поставили на производство в 1933 году и выпускался он вплоть до 1948 года. Благодаря «Захару» (неофициальное название) Красная Армия получила в распоряжение упрощённый и ремонтно-пригодный вездеход на базе американской модели. Форсированный двигатель мощностью от 60 до 73 л/с, позволял развивать скорость до 75 км/ч. Реконструировали радиатор, карбюратор оснастили воздушным фильтром и усилили конструкцию рамы.

Вермахт бежал под песню Катюши! Огонь! Реактивные минометы Катюша БМ-13 на базе ЗИС-6

Вермахт бежал под песню Катюши! Огонь! Реактивные минометы Катюша БМ-13 на базе ЗИС-6

Стоит отметить и морозоустойчивость двигателя, который легко заводился даже при температуре -15С°. ЗИС-5 послужил основой для полугусеничных вездеходов серии ЗиС-22 и обновленной версии ЗИС-42, также были выпущены бронированные версии этих вездеходов. ЗиС-6 стал первым в мире ракетоносцем, на него монтировалась легендарная установка реактивного миномета БМ-13 «Катюша«.

После Великой победы Советского народа над фашизмом.

Имени Сталина — 153. ЗиС-153

Имени Сталина — 153. ЗиС-153

Предприятие не прекратило выпуск военной вездеходной техники, а на против увеличило количество разработок. В 1946 году началось производство семейства грузовых автомобилей двойного назначения (для армии и народного хозяйства) ЗиС-150 и ЗиС-151 в различных модификациях. На базе ЗиС-151 начали производить колесно-гусеничный вездеход ЗиС-153 для нужд артиллерийских войск и колесный бронетранспортер ЗиС-152Бодин из первых полноценных десантных броневиков.
В 50-годах 20 века со стапелей сошел другой приметный вездеход-амфибия ЗиС-485 БАВ обладавший возможностью преодолевать морские переправы даже в шторм до 3 баллов. Помимо амфибии инженеры конструкторского бюро разработали первый в мире колесный вездеход способный поспорить в проходимости с гусеничными, это ЗИС-Э134 оснащенный колесной формулой 8х8

Современное производство вездеходов

В конце 60-х годах 20 века из-за регулярных полетов отечественных космонавтов и освоения космического пространства, появилась потребность в поисково-спасательных операциях и доставке космонавтов на базу, так как вертолеты не всегда могли справится с этой задачей (например из-за погодных условий или лесистой местности) как это случилось с экипажем корабля «Восход-2«. Перед ЗИЛом поставили задачу разработать поисковый комплекс. Используя наработки начала десятилетия, когда построили экспериментальный вездеход ЗИЛ- Э167, КБ усиленное инженерами других институтов приступило к разработке Поисково-Эвакуационной Установки. В основную задачу входило повысить проходимость и показатели скорости. И как всегда, Советские Конструкторы с честью выполнили задачу!

Земной спасатель для космонавтов ПЭУ-1

Земной спасатель для космонавтов ПЭУ-1

Спустя год был представлен болотоход ЗИЛ-132К он-же ПЭУ-1. Шестиколесная база и два двигателя мощностью каждого по 70 л/с легко преодолевали препятствия и позволяли в сжатые сроки проводить поисковые мероприятия. В последствии ПЭУ-1 доработали и присвоили название ЗИЛ-4906 «Синяя птица«. Доработка в основном коснулась двигателей им добавили мощности. Помимо колесных вездеходов для поиска космонавтов «Синюю птицу» дополнили уникальным шнекороторным вездеходом ЗИЛ-2906ЗИЛ-2906 имел два варианта исполнениягрузовой, перевозивший космическую капсулу и пассажирский, перевозивший только космонавтов.

Серия шнекороторных вездеходов берет свое начало в 1970 году. Путем объединения усилий с Горьковским Автозаводом к началу 1972 года для тестовых испытаний собрали первый прототип вездехода-амфибии ЗИЛ-4904 использующего для движения принцип Винта Архимеда. Проходимость шнекороторного снегоболотохода поразила не только представителей Министерства и Партии но и самих инженеров. Именно после этого Космическое ведомство решило дополнить «Синюю Птицу» шнекороторным вездеходом.

Нельзя не упомнить и о другом, не менее уникальном вездеходе ЗИЛ ПКУ-1 на Пневмо-гусеницах. В основу этой разработки легла идея использования пневмобаллонов установленных в цепном порядке и образующих гусеницу. Безусловно, проходимость на снегу и болоте у такого снегоболотохода получилась вне конкуренции — это был своего рода прорыв, также пневмобаллоны обеспечивали положительную плавучесть и неплохую скорость на воде. Однако надежность ЗИЛ ПКУ-1 вызывала огромные сомнения.

В 90-х гг. 20 века АМО «ЗИЛ» рассекретил «Синию птицу». Внедорожник, представленный в двух моделях4906 и 49061, имел базу 6*6, двигатель (бензин или дизель) мощностью 135 и 184 л/с.
Разработчики завода провели ряд существенных изменений в амфибии и в 1995г. модель получила следующее оснащение:

Синяя Птица Спасения. ЗиЛ-49061-2

Синяя Птица Спасения. ЗиЛ-49061-2

10-ступенчатая коробка передач.
Торсионная подвеска с независимым управлением.
Тормозная система с применением дисков.
В изготовлении кузова использовали стеклопластик.
Радио и навигационное оборудование.
Оборудование для проведения аварийно-спасательных мероприятий.
Вес автомобилей варьировался от 9,5 до 12 тонн. Вездеход развивал скорость до 78 км/ч на дороге и на воде до 10 км/ч.

Автомобили для народного хозяйства

Безусловно, в СССР особенно после войны любой грузовой автомобиль производимый для народного хозяйства имел второе (военное) назначение, кузов легко можно было снять и установить различное военное оборудование. Однако в связи с быстро развивающимся сельским хозяйством и промышленностью, перед инженерами ставились уже совсем не оборонные задачи.

Так в начале 70-х годов 20 века в сельском хозяйстве потребовались, и достаточно срочно, высоко проходимые грузовики (поле, пашня, особенно в осеннюю распутицу) значительной вместимости. КБ Завода им. Лихачева в тесном сотрудничестве с другими конструкторскими бюро, приступили к разработки нового автомобиля. Взяв за основу 132-ю базовую модель Поисково-Эвакуационной установки инженеры внесли необходимые изменения в соответствии  с техническим заданием Министерства сельского хозяйства и уже через год представили на суд тружеников села ЗИЛ-132Р и его модификацию ЗИЛ-132 РС.
В конце прошлого века концерн ЗИЛ оставался лидирующим на Европейской части материка по изготовлению грузовых автомобилей как гражданского так и военного назначения. Завод наладил производство 120 моделей. В период с 1998 по 2000 гг, АМО «ЗИЛ» выпустил более 22 000 различных вездеходов и грузовиков, а в общей сложности завод за все время существования произвел и выпустил 6 млн. машин разного назначения.
В 2003 году АМО «ЗИЛ» прошел этап реструктуризации и расширил ассортимент выпускаемой продукции. Такие автомобили как ЗИЛ-433180 и ЗИЛ-432930, созданные по стандарту Евро-2, до сих пор пользуются популярностью в народном хозяйстве, вооруженных силах, милиции и аварийно-спасательных службах.

сентябрь 2015. Евгений Агеев для Новости 94

Читайте другие интересные статьи о производителях вездеходов (нажмите пожалуйста для перехода, откроется в новом окне)

Похожие Записи

Один ответ на АМО-ЗИС-ЗИЛ

  1. Водитель ЗИЛа:

    К сожалению! текого завода больше нет! И это прискорбно. А ведь еще двадцать лет назад ЗИЛы, МАЗы, КАМАЗы работали в доброй трете стран мира не уступая немецким мерседесам и манам, и намного превосходя американских дженерал моторс и форд. Такую страну пр….ли

« »