Прошли проверку в Русско-Финскую. ЗИС-5

Развитие трёхтонки

Окт 8 • Военные, Гражданские Вездеходы, На колёсах, Советские Вездеходы • 4409 Просмотров • Комментарии к записи Развитие трёхтонки отключены

В истории Великой Отечественной войны немалую роль сыграли автомобили марки АМО и ЗИС. Все знают знаменитую «полуторку» ГАЗ-АА, мелькающей в каждом кинофильме о войне. ЗИС-5 имел грузоподъёмность уже в 2 раза выше и стал не менее значимым автомобилем советской промышленности в годы войны и после неё. С 1934 по 1947 годы было выпущено более полумиллиона грузовиков ЗИС-5.
ЗИС-5 является модернизированным вариантом грузовика АМО-3, в котором было много заимствованных деталей. «Трёхтонка» отличается в первую очередь тем, что все комплектующие в ней отечественные (это касательно импортазамещения в наши дни). Главная задача,которой руководствовались конструкторы грузовика, — сделать машину как можно более простой и пригодной к ремонту вне специальных мастерских. Мотор машины форсировали, изменили конфигурацию рамы и мостов в целях повышения проходимости. Изменения были внесены также в коробку передач, карбюратор и воздушный фильтр, а передние гидравлические тормоза заменили механическими. На большинстве автомобилей марки ЗИС-5 отсутствовали передний бампер и брезентовая боковина кабины.
Грузовик ЗИС-5 не является вездеходом, но достаточно мощный 6-цилиндровый силовой агрегат позволяет ему перемещаться по дорогам с любым качеством покрытия. Тяговые характеристики машины близки к вездеходным. Также во время войны устанавливались колёса с увеличенными грунтозацепами. И хотя вездехода из ЗИС-5 не вышло зато на его базе был выпушен полугусеничный артиллерийский тягач ЗИС-22

Недостаток ЗИС-5 в виде недостаточной жёсткости кузова на скручивание также положительно влиял на ходовые качества тягача, а мотор выдерживал суровые морозы и потреблял такое горючее, от которого другие автомобили выходили из строя. В общем, получилась суровая и неприхотливая военная машина. Расход топлива был достаточно высоким, но это никого не волновало.
В процессе и после войны также появились две модификации автомобиля: ЗИС-5В с облегчённой кабиной и ЗИС-120, который отличался более экономичным двигателем.
ЗИС-6 от предшественника отличался увеличенным радиатором, большей грузоподъёмностью, системой подкачки шин и наличием двускатных колёс на задних мостах. Имел две задние оси с червячными парами. Также в трансмиссию был внедрён новый двухступенчатый редуктор. На этом грузовике устанавливался реактивный миномёт «Катюша».

Трёхосные грузовики разрабатывались ещё до войны на базе АМО-3. Серийное производство ЗИС-6 продолжалось до битвы за Москву 1941 года. Также на базе грузовика был сделан автобус, но война помешала пустить его в серию. На шасси вездехода монтировали самое разное оборудование, от радиолокаторов до автокранов и бензозаправщиков.
ЗИС-6 характеризовался максимальной унификацией с предшествующей моделью. Основное назначение – платформа для систем залпового огня и артиллерии. Недостатком машины были подшипники карданных шарниров, которые часто требовали смазки. Подвеска передней оси состояла из продольных рессор полуэллиптической формы. Тормоза были механические с вакуумным усилителем.
Опытной модификацией грузовика стал АМО-6, с шестерёнными передачами трансмиссии вместо червячных. Это делало трансмиссию более надёжной, но в массовое производство машина не пошла. Большинство же серийных ЗИСов были уничтожены в первой половине Великой Отечественной войны.

октябрь 2015. Костин Константин Александрович для Новости 94

Используйте пожалуйста метки (под этой строчкой, выделены красным цветом)

для чтения других интересных статей по этой теме.

Похожие Записи

Комментарии закрыты.

« »