270 градусов по Цельсию при 18 атмосферах давления
Венера была и остается очень загадочной планетой, и люди всегда будут стремиться заглянуть под ее облачный покров. Исследования Венеры с помощью телескопов и предыдущие полеты венерианских станций не представили какой-либо информации о физико-химических процессах, происходящих в атмосфере Венеры и на ее поверхности. Именно с целью получения более детальной информации, была начата подготовка к полету очередной экспедиции к Венере, которая состоялась в 1967 году.
Станция «Венера-4» была предназначена для изучения различных явлений, происходящих в атмосфере планеты. По своей конструкции станция имела два модуля – орбитальный, который был предназначен для полета в межпланетном пространстве и проведения исследований в окрестностях Венеры, и спускаемый аппарат, предназначенный для сбора информации об атмосфере планеты. В состав первого модуля входило три научных прибора:
– магнитометр, с помощью которого должны были выполнены исследования магнитного поля в околопланетном космическом пространстве Венеры;
– прибор для исследования уровня концентрации кислорода и водорода в верхних слоях атмосферы планеты;
– прибор, с помощью которого планировалось измерять уровень космического излучения, как во время полета в межпланетном пространстве, так и в окрестностях Венеры.
В спускаемом аппарате упор делался на приборы, с помощью которых планировалось измерить давление, температуру и плотность. Также в спускаемом аппарате имелся парашютный отсек, в котором находились два парашюта: тормозной и основной. Самое важное внимание в спускаемом аппарате было уделено его конструкции. Ввиду того, что достоверных данных о процессах и условиях в атмосфере Венеры на момент начала полета не имелось, при его разработке было решено исходить из следующих предположений:
1) рабочее давление – 10 атм;
2) температура – около 400 градусов Цельсия.
Но на самом деле во время испытаний прочность герметичного отсека спускаемого аппарата решили заложить намного больше – 20 атм. Но тогда никто не думал, что и этого будет недостаточно, чтобы аппарат успешно достиг поверхности планеты.
Во время подготовки к полету основной упор делался на термоиспытания и функционирование научной аппаратуры в условиях повышенного давления. Особенный упор делался на испытания спускаемого аппарата. Его неоднократно тестировали в барокамере, сбрасывали с самолета, проводя испытания парашютной системы и системы отделения от самой станции «Венера-4». Также аппарат подвергся серьезным гидродинамическим испытаниям на предмет плавучести. Эти испытания подтверждали тот факт, что у тогдашних исследователей не было однозначного понимания того, что собой представляла поверхность Венеры.
Согласно программе полета предполагалось запустить одновременно две станции, чтобы получать информацию из двух районов Венеры. Изготовитель станций, а в этот раз он был иной, чем при полетах первых венерианских аппаратов – завод им. Лавочкина, смог справиться с поставленной задачей и предоставить к запуску две станции.
Старт первой станции состоялся 12 июня. Вторая была запущена – 17 июня. Аппараты выводились на орбиту ракетоносителем «Молния». Во время запуска второй станции произошла ошибка разгонного блока, и аппарат не удалось вывести на межпланетную траекторию. Он стал простым спутником Земли, известным под названием «Космос-167».
Первый же запуск прошел успешно, и АМС «Венера-4» начала свое путешествие к Венере. Вывод станции на расчетную орбиту происходил по отработанной схеме – вывод на орбиту искусственного спутника, после чего станция выводилась на траекторию движения к Венере. После изучения траектории полета, на расстоянии примерно 12 млн. км, на ее двигатели поступила команда с Земли о коррекции маршрута полета.
Во время полета собиралась информация о межпланетном космическом пространстве – проводились постоянные измерения космического излучения. Данные об измерениях отсылались на Землю во время сеансов связи, которых было проведено более 100. Такое число сеансов связи с Землей позволяло говорить, что советским конструкторам и инженерам удалось решить проблемы и обеспечить нормальное функционирование сверхдальней связи. Сам полет продолжался 128 суток. Станция достигла окрестностей Венеры 18 октября.
Вхождение в атмосферу планеты осуществлялось в автоматическом режиме. Сама программа входа была отправлена на станцию, за месяц до ее подлета к Венере. Станция успешно справилась со своей задачей, вошла в атмосферу Венеры и отделила спускаемый аппарат, который после аэродинамического торможения, успешно раскрыл парашют. Начался этап выполнения задачи.
Сначала включился передатчик спускаемого аппарата, который непрерывно передавал результаты измерений на Землю. Все проходило успешно до высоты 30-40 километров от поверхности. Именно на этих высотах было получены последние сообщения от него, которые фиксировали давление в 18 атм и температуру в +270 С. При дальней сближении с поверхностью, вследствие мощного давления на крышку приборного отсека, была нарушена его целостность. Это и послужило прекращением работы спускаемого аппарата АМС «Венера-4».
За время полета АМС «Венера-4» было получено много ценной научной информации, которую можно было разделить на три части. Первая – это информация о межпланетном пространстве. Она ни чем не отличалась от той, которая была получена во время предыдущих полетов венерианских станций. Вторая – это информация об околовенерианском космическом пространстве. С помощью магнитометра, установленного на борту станции, удалось сделать важное открытие – у Венеры не оказалось магнитного поля. До этого полета было распространено утверждение, что у всех планет земного типа должно быть магнитное поле. Ну и третья – непосредственно информация об атмосфере планеты.
Был, наконец-то, определен состав венерианской атмосферы. Исследования показали, что она преимущественно состоит из углекислого газа, а не из азота, как до этого считалось. Ни кислорода ни воды в ней практически не было обнаружено. Анализ результатов, проведенных измерений, позволил сделать вывод, что атмосфера Венеры характеризуется крайне высокими показателями давления, плотности и температуры, которые были учтены уже во время планирования полета АМС «Венеры-7», спускаемый аппарат которой уже смог достигнуть поверхности планеты, оставшись при этом полностью работоспособным.
июнь 2015. Байбиков Вадим Вадимович для Новости 94
Похожие статьи
АМС Венера-1
Венеру покорили в 1966 году
Читайте пожалуйста много интересных статей в Рубрике Космос Новости 94 (нажмите чтобы посмотреть)
Посмотрите статьи о космических вездеходах (перейдите пожалуйста по ссылке)
Похожие Записи
Один ответ на 270 градусов по Цельсию при 18 атмосферах давления
« Венеру покорили в 1966 году С таким другом, можно и в Разведку »
Содержательно и даже интересно