Седьмая Венера СССР
По результатам полученных данных от предыдущих полетов станций к Венере советским ученым удалось создать модель атмосферы Венеры. Создание такой модели было просто необходимо, чтобы успешно разработать спускаемый аппарат, который смог бы защитить свою внутреннюю начинку от воздействия высокого давления и экстремальных температур. Более того, наличие такой модели позволяло говорить о преодолении трудностей, связанных с чрезвычайными условиями атмосферы Венеры, и благополучном спуске на ее поверхность.
Как и на предыдущих миссиях, основной целью запуска АМС «Венеры-7» было изучение поверхности Венеры. Предполагалось на этот раз осуществить мягкую посадку спускаемого аппарата и провести научные измерения – понять температуру, давление, плотность и уровень освещенности. Посадку предполагалось выполнять на ночной стороне Венеры. Также предусматривалось изучать интенсивность космических лучей во время полета, выполнять исследования нижних слоев атмосферы во время спуска.
Для того чтобы изготовить спускаемый аппарат АМС «Венера-7», способного достичь поверхности, инженеры руководствовались следующими исходными данными:
– давление атмосферы на поверхности –100 атм;
– температура – до 500 градусов Цельсия;
– скорость ветра у поверхности около 1,5 м/сек;
– время работы на поверхности – 30 минут.
Именно поэтому им пришлось заново разработать и изготовить новый спускаемый аппарат, который значительно отличался от предыдущих. Запустить, как и прежде, предполагалось две станции. Изготовителем станций, как и прежде, оставался завод им. Лавочкина.
Станция по-прежнему состояла из двух модулей – орбитального отсека и спускаемого аппарата. Однако при подготовке к полету пришлось вносить изменения не только в конструкцию спускаемого аппарата и самой станции, но также и ракетоносителя, с помощью которого она выводилась на траекторию полета к Венере. Это было связано со следующим. Так как спускаемый аппарат должен был выдерживать давление, превышающее в 6 раз заданное для спускаемых аппаратов предыдущих станций, его корпус требовалось изготавливать из совершенно другого материала (титана), нежели это было в прошедших полетах (алюминий и магний). Именно поэтому масса его значительно увеличилась (почти на 100кг).
Несмотря на то, что из орбитального модуля была удалена практически вся научная аппаратура, исключение составил счетчик космических частиц, предназначавшийся для проведения исследований в межпланетном пространстве, общая масса станции превышала возможности ракетоносителя «Молния». Именно поэтому потребовалась и доработка баков ракетного топлива разгонного блока. После ее проведения, удалось увеличить их емкость на 140 кг.
Итак, какой же был состав научной аппаратуры во время полета. В орбитальном отсеке, как уже упоминалось, был расположен исключительно прибор для проведения исследований потоков космических частиц.
В спускаемом аппарате были размещены следующие основные приборы:
– спектрометр для определения состава поверхностных пород планеты;
– прибор для определения показателей температуры и давления;
Спускаемый аппарат.
Как уже упоминалось, спускаемый прибор был изготовлен из титана с таким расчетом, чтобы его корпус смог выдержать наружное давление 180 атмосфер. Нижняя полусфера имела тепловую изоляцию выполненную из стеклопластика, а верхняя из стекловаты. Было установлено амортизационное устройство для уменьшения воздействия на научную аппаратуру, размещенную внутри аппарата, во время его соприкосновения с поверхностью. Подверглась изменениям и парашютная система. Ввиду большой плотности атмосферы, было решено отказаться от двухуровневой системы и заменить ее на один тормозной парашют конусообразной формы. Соответственно произошли изменения в системе управления парашютной системой. Установлен был новый радиовысотомер, который позволил проводить измерения высот от 25 до 1 км.
Старт АМС «Венера-7» состоялся 17 августа 1970 г. Ракетоноситель «Молния» успешно вывел ее на расчетную траекторию полета. Чего нельзя было сказать о второй станции, которая была запущена через 5 дней. Во время ее вывода взорвался двигатель разгонного блока, в результате чего станция не вышла за пределы околоземной орбиты и осталась на ней под названием «Космос-359».
Во время полета дважды проводились (2 октября и 17 ноября) солнечные коррекции траектории, что позволило спустя 120 суток обеспечить успешный подлет к планете 15 декабря. Было выполнено 124 сеанса радиосвязи. Примерно на расстоянии 600 тыс. км станция вошла в зону притяжения планеты и начала увеличивать свою скорость, которая продолжала расти до момента ее входа в атмосферу планеты, когда и произошло отделение спускаемого аппарата.
Спуск аппарата.
Аэродинамическое торможение позволило значительно снизить его скорость – до 200 м/сек, после чего на высоте 55км от поверхности, где показатель давления составлял значение 0,7 атм, произошел автоматический ввод в действие парашютной системы. Так как ее конструкция была изменена, спускаемый аппарат смог максимально быстро преодолеть верхние слои атмосферы, где присутствуют ветра со значительными значениями скоростей. Спуск прошел успешно, что позволило впервые в истории человечества осуществить мягкую посадку и положить начало экспериментам на поверхности иной планеты. Событие это произошло 15 декабря 1970г. Аппарат передавал информацию на Землю во время спуска 30 минут и находясь на поверхности Венеры – 23 минуты.
Основным и самым важным результатом полета АМС «Венера-7» стало осуществление мягкой посадки на поверхность Венеры. Спускаемый аппарат достиг поверхности на ночной стороне планеты и смог передать информацию о значении атмосферных параметров на ее поверхности. Для давления значение лежало в пределах 90 ± 15атм, а для температуры 475 ± 20 градусов Цельсия. Окончательно было установлено, что Венера обладает очень сильно разогретой атмосферой, плотность которой примерно в 60 раз больше, чем плотность земной.
июнь 2015. Байбиков Вадим Вадимович для Новости 94