Пингвин, Антарктический, Русский
Вопрос освоения Антарктиды носил для СССР не только стратегическое, но и идеологическое значение. Полярники всегда считались гордостью нации и на их достижениях строилась советская пропаганда и внушение патриотических идей в массы.
И если для покорения берегов и вод Северного Ледовитого океана вся необходимая техника уже имелась, то для Антарктиды требовалось радикально новое оборудование, особенно когда была объявлена самая амбициозная цель в истории покорения Ледяного континента.
404С родилась от Т54 и АТ-Т
Целью этой была постройка временной базы на так называемом Полюсе недоступности. Это гипотетическая точка, рассчитанная картографами, является равноудаленной от всех берегов континента на максимальное расстояние одновременно, что усложняло доступ машин с провизией и доставку людей практически до невозможности. Если кратко о Полюсе недоступности, то условия там самые тяжелые для существования и работы человека среди всех точек суши на планете: высота над уровнем моря составляет почти 4 километра, воздух сильно разрежен, летом температура редко превышает 30 градусов мороза, а зимой опускается до 80 и даже 90 градусов ниже ноля. Сюда же стоит добавить и ослепительно белый снег, от которого можно заработать слепоту, а также предельно высокий уровень радиации и ультрафиолета из-за особенностей строения атмосферы на полюсах. Доставка провизии и смена дежурящих на вахте возможна только летом – в остальные времена года там дуют мощнейшие бураны, при которых видимость не превышает полуметра. Машин, способных на решение подобных задач не было – именно и это стало причиной появления антарктического вездехода “Пингвин”.
Круизёр в Антарктиде
Разработку поручили Кировскому заводу в Ленинграде… В итоге получилась машина с удельным давлением на грунт 300 грамм на 1 кв.см! По тем временам ничего подобного в мире не существовало. Доработкам подвергли силовую установку — дополнив турбиной для стабильной работы в разряженном, холодном воздухе.
За основу взяли БТР-50, имеющий относительно высокую по тем временам надежность и большой запас хода. За короткий срок переоснастили бронетранспортер для передвижения по рыхлому снегу и гладкому льду. Первыми взялись за приборы, а затем приняли за разработку гусениц. Таковыми стали модернизированные от плавающего танка ПТ-76, который также эксплуатировался в Заполярье. Гусеницы пришлось расширить почти вдвое, чтобы снизить удельное давление на поверхность для увеличения проходимости. Параллельно разрабатывались пять экземпляров, из которых путем исследований выбрали самый подходящий.
Покорение Арктики! Экспедиция Таймыр-Челюскин-Самуила
Все свои задачи “Пингвин” выполнил: успешно буксировал сани к Полюсу недоступности, участвовал в постройке станции “Восток”, помогал при других исследования метеорологам и геологам. Тем не менее, машину нельзя назвать удобной: обогрев салона сделали однорежимным и при дневном повышении температуры в кабине становилось непомерно жарко, из-за чего работать было трудно. Ночью же холод тоже доставал полярников, но в Антарктиде другого ждать и не приходилось.
июль 2016. Евгений Агеев для Новости 94