Сундук или жертва конверсии
Происхождение
Средний артиллерийский тягач, популярность которого пришлась на 1970—80 годы. После сокращения количества буксируемых орудий началась передача военных вездеходов в народное хозяйство. АТС—59Г был разработан и производился Курганским машиностроительным заводом. Это транспортное средство на гусеничном ходу с передним расположением ведущих катков. Двигатель располагается продольно в средней части корпуса.
Великая Отечественная война подталкивала все воюющие сторонык развитию специальной техники, а после войны эта работа перешла на новый виток гонки технологий. АТС—59 стал воплощением главных качеств, которые видели в нём артиллеристы: скорости и грузоподъёмности.
Челябинский тракторный завод стал важнейшим предприятием по разработке новых образцов вспомогательной военной техники. Опытный образец обозначался кодом 712. Работа над ним началась в 1948 году под руководством выдающегося конструктора М.Ф. Балжи а также ряда разработчиков отдельных узлов и агрегатов. Первые три образца были готовы уже в 1950 году.
Естественный отбор
С 1950 по 1953 год экспериментальные артиллерийские тягачи проекта 712, которые и дали начало АТС—59Г проходили испытания в условиях, приближенных к боевым. Инженерам удалось увеличить среднюю скорость вездехода с полной нагрузкой до 22 км/ч. Также тягач показал хорошие характеристики при преодолении уклонов, рвов и водных преград глубиной не более 1,5 метров. Таким образом «проект 712» приняли на вооружение под обозначением АТС.
Описание конструкции
Основой конструкции АТС—59Г стала длинная рама на лонжеронах. В ходовой части нового вездехода решили использовать множество катков малого диаметра, что в сочетании с эластичной подвеской на торсионах давало равномерное распределение массы по всей длине гусениц и повышение тягово—сцепных свойств движителя. Силовым агрегатом сделали танковый двигатель с достаточным запасом мощности. Весь орудийный расчёт размещался в одной кабине с экипажем тягача, а двигатель располагался под кабиной.
Механизм поворота включал в себя двойной дифференциал, который в отличие от классических бортовых фрикционов меньше изнашивал тормозные механизмы. Благодаря такому техническому решению скорость маневрирования существенно возросла. Силовой агрегат обладал системой смазки с сухим картером, гарантировавшей устойчивую работу мотора в разных климатических условиях. Сцепление применялось сухое двухдисковое с главным фрикционом.
Тягач АТС, получивший неофициальное прозвище «сундук», успешно применялся в артиллерийских соединениях Советского Союза и некоторых его союзников. На базе этого вездехода создан автозаправщик АТ—СТ а также шасси системы залпового огня БМ—14, несколько позже к ним добавились бульдозер и прокладчик железнодорожных путей.
Существовал и буксир седельного типа АТС—59С, у которого стандартная грузовая платформа заменена на посадочное седло.
январь 2015. Костин Константин Александрович для Новости 94