КОМПАС молодой Республики
Аэросани — один из первых форм-факторов средств передвижения, который когда-либо производился в нашей стране. Первые модели появились еще во времена Российской империи, в 1900-х и 1910-х годах. Первоначально они использовались для гражданских целей, но и военные оценили скорость и маневренность подобных устройств на заснеженных долинах и ледовых полях, благо в те годы выпадало снега не как в 2013, 2014, 2015 и 2016 годах. Первый серийный образец получили уже в 1912 году — на Российско-Балтийском машиностроительном заводе Руссо-Балт. Ситуация улучшилась с появлением первых компактных силовых агрегатов: их создание требовалось для первых самолетов, которые появились примерно в то же время, что и аэросани.
Первые модели, созданные на предприятиях Российской империи, показали высокую эффективность в зимних сражениях в ходе боевых действий. Но Первая Мировая война закончилась, большая монархия развалилась, а опытные конструкторы и множество наработок остались, хоть и были разрозненными. Множество конструкторов – будущих авиаконструкторов (Брилинг, Сикорский, Архангельский, Туполев и другие) создавали свои модели отдельно друг от друга, что не играло на руку никому.
Государство (уже молодая Советская республика) с подачи Жуковского Н.Е. в 1919 году решило объединить усилия самых мастеровитых инженеров-конструкторов, создав Комиссию по организации постройки аэросаней (сокр. КОМПАС). Председателем ново созданной структуры стал профессор Брилинг: именно он является основоположником этой отрасли в нашей стране. В комиссию вошли видные инженеры и конструкторы: Архангельский А.А., Микулин А.А., Карельских Д.К., Аманьшин, Кузин А.С., Стечкин Б.С. (дядя конструктора пистолета Стечкина), Архангельсикй Б.А., Чудаков Е.А.
Началось создание серии БЕ-КА по заказу военных: они выполняли боевые задачи успешно, справившись с тяжелым мятежом в Кронштадте в марте 1921 года. Одна из команд была награждена орденом Красного Знамени. Кроме А. С. Кузина и Н.Р. Брилинга, выпуском военных моделей занимались конструкторские бюро во главе с Туполевым и Андреевым, но это пришлось уже на середину и конец 30-х годов. Эти машины сыграли серьезную роль в конфликте с Финляндией: возможность вести огонь на ходу, быстро передвигаясь по снегу стала большим плюсом для тактических частей Красной Армии.
Кроме того, сани, созданные под покровительством КОМПАС, помогали в снабжении армии боеприпасами, провизией и медикаментами. Их легкость и простота конструкции служили военным и в Великой Отечественной Войне во время боев под Москвой и блокады Ленинграда. Использовали аэросани и пограничники вплоть до 50-х годов, когда стали появляться первые вездеходы с повышенной проходимостью и снегоходы.
К сожалению, в 1922 или 1923 году Николая Романовича Брилинга арестовали по обвинению в «контрреволюционной деятельности» и сослали в Сибирь, предположительно освобожден из ссылки в 1926-1927 годах. Однако в 1930 году вновь арестован по делу «Промпартии» в заключении руководил «шарашкой» НКВД по разработке двигателей для танков и самолетов до 1933 года.
февраль 2016. Евгений Агеев для Новости 94
Похожие Записи
« Гусенично-лыжный мотоцикл, или дорасти до снегохода carro d’assalto 28 »