Победа на лыжах покорила Север
Неудачный эксперимент
Аэросани, которые выпустило вертолётное конструкторское бюро Камова в 1959 году. Суть конструкции заключалась в установки кузова автомобиля «Победа» на лыжи и снабжении его силовым агрегатом от самолёта. «Север—2» использовался для почтового сообщения в районах Сибири, по берегам Оби и Печоры.
Однако в целом это был дорогостоящий и неудачный эксперимент. Сама идея использования кузова из тонкой стали для такой серьёзной техники как аэросани была просто обречена на провал. Автомобильная рама попросту не могла бы долго выдерживать аэродинамические нагрузки, которые обычно преодолевали фюзеляжи довоенных саней с авиамоторами. Конструкторы не учли этот факт, а в результате были растрачены огромные по тем временам деньги.
От ГАЗ—М20 «Север—2» унаследовал не только кабину с салоном, но и подвеску вместе с рулевым управлением. Видимо, сказалось стремление инженеров удешевить производство. Задние пружины взяли от Камовского серийного вертолёта. Силовой агрегат жрал топливо килограммами, хоть и обеспечивал высокую крейсерскую скорость. И всё равно обнаружилась масса недостатков, один только список которых попросту не влезет в рамки статьи.
14 страниц позора
На таком количестве бумаги умещалось резюме экспертной комиссии проекта «Север—2». В первую очередь указывались слабые тормоза, нерациональная конструкция передних амортизаторов, а обшивка полозьев сталью попросту вызывала их примерзание к снегу.
На приборной панели не нашлось места для спидометра. Автомобильный не стали ставить исходя из его недостаточной надёжности, а авиационный давал неточные показания.
Тем не менее, сани пошли в серийное производство. В отличие от автомобиля, двигатель аэросаней располагался сзади, а под капотом был аккумуляторный отсек. Сам кузов разделялся ещё на две зоны: место водителя и отсек для почты.
В истории этой машины не обошлось и без аварии, которая случилась в одном из первых рейсов. Хорошо, что никто не погиб. Кроме того, облуживание саней организовали из рук вон плохо, не было достаточной для этого базы. Зачастую снегоходы стояли вне техзоны под открытым небом.
Вообще всё зависело от конкретных начальников на местах, а ведь не все они знали, как надо ухаживать за такой экзотической техникой.
Несмотря на старания инженеров, много недостатков пришлось устранять по ходу эксплуатации, а в итоге «Север—2» прослужил только четыре года, после чего был сменён другими, более рациональными транспортными средствами.
январь 2015. Костин Константин Александрович для Новости 94