Шасси для Луны
Первой уникальной работой Брянского автопромышленного комплекса является разработка специального колёсного шасси БАЗ—930 с общей грузоподъёмностью в 10 тонн. Основным поводом для эксплуатации этого «внедорожного монстра» послужило размещение на нём тактического ракетного комплекса «Луна«. Этот транспортный тяжеловес строился по переданным с комплекса имени Лихачёва чертежам уже собранного прототипа ЗиЛ—134.
История создания и проектирование
Первоначальные проекты начали готовиться ещё в июне 60—го года под руководством главного конструктора Р.А. Розова. Довольно быстрый темп работы позволил закончить экземпляр уже к началу июля 61—го года.
930—ый имел четыре оси, полный привод, мостовую схему трансмиссии, два бензиновых двигателя мощностью по 180 лошадиных сил и механическую трансмиссию. Рама была сварной с независимой подвеской. Шины широкие, 1200х500 мм. Также имелась достаточно вместительная кабина, которая изначально планировалась как две раздельные кабины.
Аналитика и модификации
После окончания сборки и подготовки прототип направлен в ХХI научно—исследовательский испытательный институт, после чего, в 61—ом году прибыл в Москву, чтобы показать образец комиссии министерства обороны, и лично министру В.И. Чуйкову — маршалу Советского Союза. Из разговоров водителя—испытателя можно понять, что машина не готова полностью, так как в процессе перегонки её Столицу, отпали колеса, которые потом пришлось крепить на место.
Смотры проходили такие транспортные средства, как ЗиЛ—135Е, 135Л, 135К и И—210. Основным поводом к проведению данных процедур стало то, что никак не могли решить, какой же из этих образцов стоит выпускать на Брянском автомобильном заводе вкупе с ЗиЛ—135К. После главного осмотра было решено, что ни одна представленная единица ещё не готова полностью, поэтому стоит их доработать, провести исследовательские и военные испытания.
19 октября 61—го года в сравнительных состязаниях на территории 21 НИИИ оказалось, что ЗиЛ—135Л является самым успешным образцом. 930 отстаёт от своего конкурента проходимостью в связи с достаточно большим весом. Также обнаружилось множество дефектов и недоработок, а самым слабым местом данного вездехода стала именно коробка передач.
Несмотря на все эти проблемы именно для 930—ого инженерной группой Г.И. Сергеева была разработана специальная РПУ (ракетно—пусковая установка) «Луна—М«.
Следующие тесты проходили уже в 63—м году, где противниками 930—ого оказались такие гиганты, как Зил—135—ЛМ и И—21—15. В процессе испытаний всё подтвердилось снова. ЗиЛ показал большую и лучшую проходимость, не имел значительных дефектов и инженерных просчетов, в том случае, когда БАЗ—930 также выявил проблемы с КПП. Однако и у первой и у второй модели имелись проблемы с шарнирами «Рцеппа«.
Осенью 63—го года на техническом совете было решено, что Брянский автомобильный завод будет выпускать ЗиЛ—135ЛМ.
Нужно признать тот факт, что конструктив БАЗ—930 оказался не совсем совершенным, однако следует признать, первые варианты вездехода положили начало масштабному выпуску шарниров «Рцеппа«, что дало действительно сильный толчок в строении последующих версий.
Уже в 64—ом году был выпущен один экспериментальный образец БАЗ—930М, известный также под именем БАЗ—932, который обладал усиленной рамой, а также независимой пневматической подвеской колёс.
июль 2015. Вадим Сергеевич для Новости 94
Используйте пожалуйста метки (под этой строчкой, выделены красным цветом)
для чтения других интересных статей по этой теме.