Самый безопасный самолет Icon A-5
Начало
Легкие спортивные самолеты существовали едва ли не со времен создания самого класса летательных аппаратов. В первое десятилетие другого предназначения эти устройства не имели – лишь во времена Первой мировой военные придумали использовать их для бомбардировок противника, что развило идею до нереальных масштабов. Параллельно начали появляться первые пассажирские модификации – сейчас поток пассажиров за год на них составляет 8 миллиардов человек, что немного больше населения нашей планеты. Но спортивные самолеты так и остались наименее популярными, хоть и идут по своему пути развития.
Не так давно появились и первые гидросамолеты, способные стартовать и с привычной взлетно-посадочной полосы, и с воды. Большинство из них имеют крайне небольшие габариты, сравнимые с двухместными решениями, и еще более низкий вес – здесь в ход вступают наработки ученых по созданию композитных материалов. За океаном этот класс официально ввели 10 лет назад, а в Европу он перекочевал еще спустя 4-5 лет.
Самолет в массы
Icon A-5 – один из наиболее ярких представителей этого сегмента, располагающий внушительными характеристиками и сравнительно демократичной стоимостью. Аппарат был целиком и полностью разработан одноименной частной компанией в США и уже успел поразить присутствующих на множестве выставок и конференций. Многие называют Icon A-5 революционным, так как именно на его примере можно проследить развитие идеи самолета от специализированного транспорта до гражданского. Новые алгоритмы управления амфибией позволяют передвигаться на нем даже неподготовленному по текущим критериям пилоту – срок обучения сокращается в десятки раз и сравним по длительности с курсами автомобильной езды. Кабина Icon A-5 демонстрирует идею “самолета в массы” на практике: она лишена множества приборов, которые можно увидеть в традиционных решениях, и больше напоминает салон автомобиля.
На 2016 год поставки доработанных и протестированных серийных образцов начались. Доставка и перевозка Icon A-5 удобна, ведь самолет-амфибия имеет складывающиеся крылья – транспортировать его на прицепе с помощью обычной машины не составит труда. За счет малого веса и 100-сильного двигателя Rotax 912 расход топлива у самолета крайне мал и может преодолеть на полном баке до 800 километров на скорости до 220 км/час. Взлетная масса 690 кг при полезной нагрузке 250 кг. Для взлета/посадки с воды требуется дистанция в 280/250 метров а со взлетно посадочной полосы 215/160 метров.
Спасение утопающих – дело рук самих утопающих
Конструктор решил проблему безопасности полетов! В центральной части корпуса предусмотрено место для системы аварийного спуска. Она выполнена на основе парашюта и способна (при отказе двигателя или других неувязках) оставить экипаж и машину в безопасности. Решение было протестировано разработчиками на собственной шкуре и показало себя с наилучшей стороны. Система работает очень просто, в любой нештатной ситуации пилот не выпрыгивает из самолета с парашютом, и пилот и пассажир и сам самолет спускаются на одном парашюте и остаются целыми и невредимыми. Причем выбор места аварийной посадки исключает только густой лес, вода, поле или любая поляна.
На разработку, тестирование и подготовку модели к серийному выпуску Icon A-5 ушло почти 10 лет. Стоимость одного экземпляра в базовой комплектации составляет 190.000 USD (долларов США).
Icon A-5 – пример того, как маленькая компания создает и продвигает, фактически, новый сегмент транспорта в массы. Уникальное сочетание характеристик модели если не обрекает ее на успех, то уж точно гарантирует светлое будущее этому направлению авиации в целом.
май 2016. Дмитрий Сушинский для Новости 94