БМП-1. Семейство боевых машин пехоты от объекта 765 до «Атома»
БМП1: как всё начиналось
Первая специализированная машина, предназначенная для доставки солдат к линии фронта – БМП—1. Кроме перевозки личного состава бронемашина пехоты способна вести бой поддерживая танки и предотвращая атаку легкой пехоты и гранатометчиков. Разработка БМП началась в начале 60—х 20 века.
«Объект 765» — так в целях секретности называли своё детище конструкторы ЧТЗ (Челябинского тракторного завода). Позже названное БМП—1, это транспортное средство обладало круговой броней и вмещало 11 солдат в полной экипировке. Компоновочная схема напоминалаБТР—60, но со своими отличиями и более мощным вооружением.
Переднюю часть корпуса БМП—1 занимают мотор, трансмиссия и операторский отсек, где размешены места командира экипажа и механика—водителя, а также связь и приборы наблюдения. Башня и подбашенное пространство по середине корпуса составляют боевое отделение. Силовой агрегат вместе с главной передачей и коробкой скоростей собраны во едино. Доступ к двигателю и трансмиссии организован с любой стороны корпуса, для этого нужно поднять лист брони. Десантный отсек бронированного вездехода занят местами для восьми мотострелков. Десантирование производилось через распашные люки в кормовой части бронетранспортёра. Это компоновочное решение сохранилось и в боевых машинах пехоты второго и третьего поколений. Размещение солдат лицом к бортам давало им возможность стрелять из индивидуального оружия по противнику, находясь под защитой брони.
В качестве силового агрегата БМП—1 выступает 300—сильный дизель, способный также работать на керосине. Трансмиссия вездехода механическая с многодисковым главным фрикционом сухого трения. За управление транспортным средством отвечал механик—водитель, в руках которого находились не привычные танковые рычаги, а удобный штурвал, перекочевавший на другие машины серии БМП. Бронетранспортёр мог преодолевать водные преграды, но только за счёт гусениц, отдельных водных движителей не было в целях экономии свободного места внутри и сохранения ширины корпуса пригодной для авиадесантирования.
Для повышения подвижности БМП—1 на плаву инженеры нашли интересный выход: отброс воды вращающимися гусеницами назад и вверх. Струя улавливается направляющими решётками, установленными позади гусеничных движителей и создаёт реактивную силу, толкая вездеход вперёд. Повышению плавучести способствовала и полая конструкция опорных катков.
Кормовые двери в двойных стенках хранили дополнительный запас горючего. В конструкции гусениц были применены резинометаллические шарниры. Сама конструкция гусеничных звеньев была отлична от той, что применялась на советских танках и была более надёжной. Заявленный ресурс движителей БМП—1 – около восьми тысяч километров.
БМП—1 полностью изменила концепцию войны, дав возможность пехотинцам атаковать с хода, быстро и незаметно перемещаться в тыл врага и действовать по тактике «молниеносного удара». На БМП новых версий конструкторы значительно понизили шумность мотора, уменьшив тем самым демаскирующие атакующих факторы. Комплекс ПТУР, входивший в основное вооружение, позволял наносить урон танкам противника при совместных операциях c более хорошо вооружёнными машинами вроде Т—54 и Т—64. Автоматическая пушка, поставленная на замену стандартному «гладкостволу» в 1980 году, дала возможность противостоять и вертолётам вероятного противника. Так на свет появилась БМП—2 (читайте продолжение, нажмите пожалуйста для перехода).
сентябрь 2015. Костин Константин Александрович для Новости 94
Используйте пожалуйста метки (под этой строчкой, выделены красным цветом)
для чтения других интересных статей по этой теме.
Похожие Записи
« Ворошиловец! Сверхтягач для Сталина! БМП-2. Семейство боевых машин пехоты от объекта 765 до «Атома» »