О том, как Ford-А поставили под ружье
Из фанеры и стали
Д-8 — советский бронеавтомобиль конструкции Н.И. Дыренкова. Основой ему послужил автомобиль Ford-A, массовый легковой автомобиль США. Д-8 же в свою очередь стал первым броневиком, поступившим на службу в Красную Армию.
Первая партия этих бронемашин изготовлена Ижорским заводом в 1931 году. Николай Иванович Дыренков возглавлял конструкторское бюро, выпустившее машину, не имея высшего образования. Дыренков был талантливым самоучкой. Он разработал много чего помимо Д-8, включая даже новый тип брони. Однако, отсутствие необходимых знаний сказалось на качестве его проектов.
Некоторые историки считают, что Дыренков частично копировал американский броневик того же периода. Шасси макетного образца инженер взял от собственной служебной машины. Вокруг него наскоро соорудили фанерный кузов, а потом уже снабдили его бронепластинами. Об этом говорит тот факт, что у первого бронеавтомобиля отсутствовала башня, точно также, как и у заокеанского прототипа.
На броневике стоял мотор с воздушным охлаждением, воздух к которому подавался через закрываемые жалюзи в капоте. В бою использовался альтернативный воздуховод, располагавшийся в нижней части машины над передней осью. Вооружение включало два пулемёта ДТ в носовой и кормовой частях кузова.
Д-12 от Д-8 отличался только наличием зенитного пулемёта «максим» и изменённой конструкцией кормы, откуда убрали заднюю огневую точку. Экипаж бронетранспортёров – два человека.
Интересным отличием Д-8 являлась возможность перехода машины с колесного хода на железнодорожные рельсы на фото вверху виден способ перестановки с помощью одного центрального домкрата.
Д-8 в боевых действиях
Движение по бездорожью на Д-8 было затруднено без применения цепей на колёсах. По шоссе Д-8 и Д-12 ездили одинаково быстро, несмотря на то, что Д-12 был тяжелее. Однако испытательная комиссия признала обе машины непригодными для использования в армии. Добиваться их принятия на вооружение пришлось путём доработок. И то в армии они использовались в основном для обучения экипажей. Известно только о небольшом их применении в «зимней войне», во время которой большинство из них были уничтожены, а некоторые захвачены.
Также был известен модернизированный вариант Д-8 с поворотной башней. Отмечалось, что его бронирование было более эффективным, чем у БА-27 из-за более скошенных контуров: пули и осколки рикошетили от корпуса машины.
февраль 2015. Костин Константин Александрович для Новости 94