Бронетранспортер EFV
Машины-амфибии – довольно интересный сегмент, который в разные эпохи был востребован различными сегментами промышленности. Но, как это часто бывает, именно военная отрасль первой добирается до наиболее перспективных технологий и “захватывает” их себе. Но с этим сегментом есть и другая загвоздка: в разработке амфибии слишком затратны и бюджет частных компаний или отдельных энтузиастов просто не позволяет осуществлять многомесячные работы по тестированию машин на воде и на твердой поверхности, выпуская прототип за прототипом. Военные же могли и могут позволить себе такое удовольствие и в результате большая часть машин такого плана стоит на вооружении и была инициирована из-за заинтересованности милитаризированных структур.
EFV (Expeditionary Fighting Vehicle — Экспедиционная Боевая Машина) не стала первым устройством в своем классе. Средства передвижения, способные перевозить до 20 человек личного состава и способные передвигаться по любой поверхности, начали разрабатываться в разных странах еще в середине прошлого века. Особую ценность они представляли для спецподразделений типа морской пехоты, которые и применяются в военных операциях за счет своей мобильности, высокого уровня подготовки и способности деморализовать противника за счет ведения операций даже за линией фронта. Как верно высказался когда-то один из военных экспертов, в войне главное преимущество состоит в эффекте неожиданности. А морские пехотинцы, имеющие на вооружении машины-амфибии для переброски солдат и вооружения, могут обеспечить им в полном объеме любую армию мира.
Предшественником EFV стала легендарная AAV, повлиявшая на итоги множества военных операций: первой войны в Персидском заливе, конфликта во Вьетнаме и операций в Сомали. Но устройство существенно устарело за это время: текущие возможности армии потенциального противника позволяли легко вычислять и реагировать на угрозы в виде морских пехотинцев, что ясно показал как раз конфликт в Могадишо. Именно поэтому Пентагон создал тендер на создание преемницы AAV, способной выиграть для солдат время как в море, так и на суше. Список улучшений EFV внушительный: при той же полезной нагрузке (экипаж в 20 человек и вооружение) она способна выдать на воде скорость до 50 км/ч, что втрое выше, имея вдвое более устойчивую ко взрывам и пулям броню. На шоссе эта машина может двигаться со скоростью свыше 70 километров в час. Добиться столь значительных показателей позволила новая силовая установка MTU 833 турбо-дизель объемом 27 литров с переменной мощностью 850 л.с. — для суши и 2700 л.с. для воды. А за счет специальных раскладных щитов 35 тонная машина легко выходит на воде в режим глиссирования.
Использование измененного профиля корпуса в сочетании с новейшими композитными материалами здесь показали себя во всей красе. По сумме плюсов EFV была бы идеальной машиной, если бы не один существенный нюанс – стоимость. Цена одного экземпляра составляет более 20 миллионов долларов, что в полтора раза выше, чем ориентировочный показатель, на который рассчитывал Пентагон. Тем не менее, военное ведомство ищет пути решения этой проблемы: закупки моделей уже начались, а контракты на модернизацию брони еще не принятого на вооружения устройства уже подписаны. Программа многократно то сворачивалась, то возобновлялась вновь, но, как оказалось впоследствии, ее ждет очень даже светлое будущее, хоть ранее оно и не казалось безоблачным.
май 2016. Евгений Агеев для Новости 94
Мотор объемом 27 литров! Это какого-ж размера топливный бак должен быть чтобы обеспечить прохождение хотябы 300 км по суше с на сниженной мощности и насколько падает расстояние на воде? Но раз делают значит нормально ходит