БТР-44 (ЗИС Б-3) полугусеничная советская бронемашина
Броня и подвижность
ЗИС Б-3 это бронетранспортёр на полугусеничном шасси, разработанный коллективом завода имени Сталина в 1944 году. Этот новый вид техники в СССР, по мнениям экспертов, появился с большим опозданием. До войны нормальных броневиков, можно сказать, не было, а большая часть имевшихся была уничтожена в конфликте с финнами. А ведь повысив мобильность пехоты в боевых операциях можно было бы сократить смертность солдат…
Тем не менее, работа по созданию собственного БТРа у советских конструкторов шла почти всю Великую Отечественную Войну. Другие страны уже в первые годы боевых действий имели на вооружении такую технику, поскольку их стратеги понимали, насколько изменился сам характер битв. Понадобилось достаточно защищённое транспортное средство, которое могло бы быстро доставить солдат к месту боя, при необходимости осуществляя их огневое прикрытие. Вермахт, естественно, стал «отцом» бронетранспортёра как вида техники. Это был прямой ответ инженеров Германии на выбранную Гитлером тактику «молниеносной войны».
К началу войны СССР практически не имел транспортных средств такого класса, если не считать санитарный автомобиль БА-22, не имевший брони и не отличающийся хорошей проходимостью. Изготовить же подходящую машину в разгар войны было почти невозможно.
Первым таким проектом стал ЗИС-42, но руководство предприятия отказалось от его реализации. Приняли решение, что ходовая часть должна быть достаточно надёжной и оригинальной. В результате было выбрано шасси от самоходки СУ-76М. В начале 1944 года был построен опытный образец под обозначением Б-3 с бронированным кузовом и пулемётом ДШК. Но итоги испытаний были признаны неудовлетворительными и на вооружение броневик не поступил.
Особенности конструкции
В конструкции бронеавтомобиля применялись агрегаты от лёгкого танка Т-70 и грузовика ЗИС-5. Посадка и высадка десанта из 10 человек производилась через боковые двери. В бронированной передней части имелись люки для быстрого доступа к силовой установке. Десантное отделение было без потолка и защищалось лишь бортами. В лучшем случае можно было поставить тент от дождя.
В состав трансмиссии БТР-44 входили главный фрикцион сухого трения и автомобильная коробка передач. Машина поворачивалась изменением положения передних колёс при помощи штатного рулевого управления от ЗИС-5. Для движения по снегу вместо передних колёс можно было поставить лыжи. Компоновочная схема была классической для того времени, с передним расположением мотора, имевшего жидкостное охлаждение.
февраль 2015. Костин Константин Александрович для Новости 94