82-й! ответьте 80-му…
Демобилизация+модернизация
Бронетранспортёр БТР—80, который послужил верой и правдой не в одном военном конфликте нашим солдатам, в 2013 заменили на модернизированную версию, получившую обозначение БТР—82. Машина состоит на вооружении ВС РФ и Казахстана. Первые военные испытания на территории России проведены в Южном военном округе за два года до официального принятия на вооружения. В конце августа 2015 года несколько бронемашин замечены в боевых порядках Сирийской регулярной армии.
От своего предшественника бронеавтомобиль отличается в первую очередьповышенной защищённостью экипажа благодаря наличию внутреннего покрытия из кевлара. Общая живучесть по сравнению с БТР—80 выросла на 20%. Основой вооружения является комплекс из двух пулемётов крупного калибра, снабжённых электронными стабилизаторами и расположенных во вращающейся необитаемой башне. Модификация под обозначением 82А оснащена 30—миллиметровой пушкой с практической скорострельностью 350 выстрелов в минуту. Также выпускаются не слишком отличающийся от него вариант БТР—82А1, имеющий иную конструкцию оружейного модуля и БТР—82АМ, представляющий собой переделанную до комплектации БТР—82 «восьмидесятку».
БТР—82 это «Ролс—Ройс» среди боевых машин, потому что собирается вручную. А это 12 000 деталей, важнейшая из которых – бронированный корпус. Изнутри он покрыт специальной бронетканью, предназначенной для защиты находящихся внутри танкистов и десантников от попаданий пуль навылет. Пол в модернизированной машине также имеет противоминное покрытие. Для десанта предусмотрены 6 сидячих мест с индивидуальными амбразурами.
Наследственность и изменчивость
БТР—82 унаследовал от предшественника высокую проходимость, простоту управления и надёжность эксплуатации. Машина способна быстро доставить десант в точку назначения, прикрыв его при необходимости с помощью своих огневых средств. Сразу оговоримся, что мощность вооружения и проходимость конечно чуть хуже, чем у гусеничной БМП—3, но среди колёсного бронированного транспорта БТР—82 почти не имеет равных.
К недостаткам можно отнести не слишком хороший обзор у водителя в сравнении с той же БМП—3 и достаточно жёсткое сцепление, к которому приходится привыкать. Также достаточно высок расход горючего, но эту особенность имеют многие образцы военной техники. Опять таки, уровень потребления топлива нивелируется абсолютной неприхотливостью в плане его качества, ведь силовой агрегат разработан на заводе КАМАЗ. Все эти характерные черты практически сравнивают бронетранспортёр с гусеничными машинами поддержки пехоты как по огневой мощи и защите, а по скорости и маневренности безусловно превосходят.
Специалисты отмечают, что БТР—82А гораздо более приспособлен к ведению боя в городских и горных условиях, где велика вероятность обстрела бронемашины с возвышенности, так как устройство вооружения позволяет отслеживать и поражать цели на больших углах подъёма. Также бронетранспортёр способен противостоять в бою аналогичным машинам вероятного противника.
В боевой обстановке важнейшую роль играют средства связи, которыми не обделён и новый БТР. Радиосвязь с другими машинами подразделения осуществляется сразу двумя дублирующими друг—друга станциями, присутствует и внутренняя связь командира экипажа с десантом.
Один на бездорожье не воин?
Способность проникать даже в самые труднодоступные места всегда была заветной мечтой военных. Да, шасси бронеавтомобилю досталось от БТР—80, но в него внесён ряд изменений. Усиление брони не могло не сказаться на массе броневика, поэтому ходовая часть БТР—82 отличается наличием блокирующегося дифференциала в каждом из мостов, что исключает пробуксовку, если водитель машины умудрится застрять. Все восемь колёс боевой машины оснащены независимой торсионной подвеской, в результате чего многотонная машина с лёгкостью покоряет уклоны в 45 градусов. За исключением самих колёс увеличенного диаметра, редукторов и дифференциалов ходовая часть осталась той же, что и у БТР—80.
Резюме
БТР—82 этот бронированный вездеход с битурбированным силовым агрегатом, полностью создан из Российских комплектующих. Пока только сложно сказать, насколько в условиях войны новая машина лучше старой, поскольку война в Сирии идёт полным ходом, а об участвующей там сухопутной технике по официальным каналам не сообщается. Те, кто имел дело с БТР—80 называл его бронирование главным недостатком конструкции.
январь 2016. Евгений Агеев для Новости 94