Не танк, а песня
Строили в спешке
Лёгкий колёсно-гусеничный танк БТ-5 пришёл на смену БТ-2 (БТ-быстрый танк). Представлял собой всё тот же «танк типа Кристи», который планировали выпускать с удлинённым корпусом, новой башней и более мощным вооружением. Однако для советской промышленности новый корпус оказался слишком сложным и требовал времени на освоение, что помешало вовремя выполнить план производства боевой техники. В результате появился БТ-5, который большую часть узлов и агрегатов унаследовал от БТ-2.
Отличия от БТ-2 машина имела лишь в конструкции башни и вооружении, кроме того, многие детали изготавливались по чертежам не в дюймовой, а в метрической системе измерений. Минимальная конструктивная разница должна была помочь в увеличении темпов производства танков.
Первый образец, не имевший башни и вооружения, изготовили в конце октября 1932 года. В январе Харьковский паровозный завод должен был полностью перейти на выпуск обновлённых танков. Ввиду такой спешки качество первых образцов серийных бронемашин оказалось не совсем хорошим. К тому же на ХПЗ понимали, что на новый план производства не получится перейти так быстро, несмотря на небольшой конструктивный разрыв между БТ-2 и БТ-5.
Тем временем на Украине испытывали опытный БТ-5 на 300-километровой дистанции. Испытания окончились поломкой системы охлаждения двигателя. В итоге сроки начала серийного выпуска отодвинули, вплоть до весны 1933 года.
Главной трудностью стала изготовка башен для новых танков. Башня стандартной формы для БТ-5 не подходила, потому что стесняла действия танкистов. В результате БТ-5 получил башню эллиптической формы, такую же, как на среднем танке Т-26, и такое же 45-миллиметровое орудие. Более сложная технология производства новых башен привела к тому, что изготавливать её начали из обычной, а не броневой стали.
С большим процентом брака
Когда начался выпуск башен из настоящей брони не учли технологию производства броневой стали, которая состояла из двух слоёв. Одновременно небыло наложено надлежащего контроля качества, что приводило к увеличению процента бракованных изделий. Со временем в Ижорские инженеры получили новый тип брони, а от прежней, которая изготавливалась в Мариуполе, отказались. Поскольку первая партия боевых машин не имела полноценного бронирования, их приписали к учебным танковым частям. Летом 1933 года начались широкомасштабные поставки БТ-5 в Красную Армию.
Однако качество их изготовления оставляло желать лучшего. И больше всего претензий предъявлялось к бронированию. План производства перевыполнили, но ценой плохого качества сборки. Ситуация начала исправляться в 1934 году с переходом на ижорскую броню. Также на базе основной модификации БТ-5 разработали командирский танк с радиостанцией.
Особенности компоновки
Танки БТ-2 и БТ-5 почти идентичны. Ходовая часть осталась практически без изменений. Катки изготавливались методом штамповки. Колёсно-гусеничный движитель в целом не претерпел изменений. Капризный авиамотор М-5 инженеры так и не заменили. Были попытки заменить его более продвинутым М-17, но стандартная система охлаждения не могла обеспечить его нормальную работу.
Отличие от БТ-2 состояло в том, что в боевое отделение разместили двух танкистов. Моторный и трансмиссионный отсеки объединили. В основе трансмиссии использовали многодисковый главный фрикцион сухого трения. На базе БТ-5 построены мостоукладчик и танк подводного хождения, а также экспериментальный ракетный танк. Колесно-гусеничные бронемашины постоянно улучшались и приняли участие в ряде конфликтов, включая войну в Испании 1935-37 годов и Великую Отечественную Войну, а также битву у реки Халхин-Гол. Разгром японцев у озера Хасан — эти события легли в основу популярной военной песни «Три танкиста» (вверху: из фильма «Трактористы» в исполнении Николая Крючкова, автор стихов Борис Ласкин на музыку Даниила и Дмитрия Покрасс, 1939 год), так как экипаж БТ-5 действительно состоял из трёх человек.
апрель 2016. Костин Константин Александрович для Новости 94
Похожие Записи
« БМПВ-64 — модернизация или очередной Украинский провал В боях за Родину »