Сивка Бурка трехосная Буханка
НИИКА (Научно-исследовательский институт комплексной автоматизации) — объединение квалифицированных инженеров, связанных с машиностроительной отраслью. Заведение было основано доктором наук Тенгизом Джемалиевичем Дзоценидзе, который ранее работал в НАМИ — легендарном машиностроительном институте. У конструктора было свое видение развития института, которое не пересекалось с руководством НАМИ и он создал свою структуру, незамедлительно принесшую результат.
На 13 Агропромышленной выставке России представлено семейство сельскохозяйственных машин повышенной проходимости и грузоподъемности Урал—432065, а также малотоннажные Ермак и Газон Некст. Но это были только прототипы, доводка «до серийных образцов» производилась уже на производственных предприятиях. Зато, небольшое конструкторское бюро под руководством Дзоценидзе получило возможность осуществить собственную идею.
Наиболее перспективной разработкой НИИКА является автомобиль повышенной проходимости “Бурка”. Она должна была стать идейным наследником УАЗ-452 (“Буханки”), так как новых автомобилей такого форм-фактора не выпускалось уже более полвека. Незначительные модификации Буханки не стоит рассматривать как самостоятельный продукт — на данный момент модель УАЗ является безнадежно-морально устаревшей. Существенным изменением, которые руководитель проекта внес в идею такого автомобиля было количество осей: вместо традиционных двух, по его убеждению, нужно использовать три. При правильном проектировании автомобиля такая компоновка обеспечивает отличную проходимость на прямых участках, но создает дополнительное сопротивление при поворотах. Конструкторы вышли из положения изящно: заднюю ось сделали отключаемой, что нетипично для трехосных автомобилей.
Грузоподъемность решения составляет почти полторы тонны, и это — реальные показатели, а не заявленные. К тому же, пассажирская версия автомобиля “Бурка” способна взять до восьми пассажиров с достаточным количеством места для каждого из них. Большое количество комплектующих произведено китайскими производителями (ZF, Foton), но их конфигурация подобрана таким образом, чтобы облегчить обслуживание в российских условиях. К тому же, эти заводы уже открыли свои заводы на территории РФ и предоставляют гарантийное обслуживание этих компонентов — это тоже несомненный плюс для потребителя. Изначально планировалось использовать южнокорейские запчасти, но у потенциальных партнеров возникли расхождения в ценовой политике и сроках поставок.
Концепт “Бурка” во всех своих модификациях отлично прошел как заводские испытания, так и “обкатки” на всевозможных выставках. Отзывы отмечали невысокую «китайскую» управляемость, комфорт в салоне из-за размещенного двигателя также оставляет желать лучшего, а вот проходимость при жестко подключаемом заднем мосте, действительно великолепна для таких габаритов. Что касается комфорта, так давайте понимать, речь идет не о седане «S» класса, а о сельскохозяйственном, коммерческом грузовике. Управляемость конечно не блещет, однако с учетом низкого финансирования использовались китайские комплектующие, доработать, а точнее переоснастить качественное шасси с хорошим кузовом особого труда уже не потребует. Сейчас инвесторы предпринимают шаги к скорейшему выпуску “Бурки” в серийное производство. Ориентировочная стоимость составит около миллиона рублей.
февраль 2016. Евгений Агеев для Новости 94