ВГД Stalker Track гусеничный движитель вместо колёс — критика
Проходимость за несколько минут
Есть разные способы повышения проходимости транспортного средства: установка цепей на колёса, лыж, полугусеничного движителя. Все они требуют серьёзного вмешательства в конструкцию автомобиля, трактора или мотоцикла, проходимость которых не устраивает пользователя. Новосибирская компания Stalker-Track предложила не новый но оригинальный способ решения проблемы: съёмный гусеничный движитель.
Такие устройства уже выпускаются и в России и за рубежом для тех, кому нужно улучшить на некоторое время внедорожные качества серийного автомобиля. В основном все вездеходные гусеничные движители являются репликами американских Mattracks.
Что же предлагают наши конструкторы? Испытав аналогичные устройства (Русские реплики Mattracks), они решили, что система нуждается в улучшении по некоторым параметрам, так как испытания показали низкую эффективность съёмных гусениц в глубоком снегу в первую очередь за счет малой площади опоры треугольных гусеничных модулей (стороны треугольника почти равны и рабочая сторона это 1/3 часть от длины всей гусеницы), а во вторых постоянный риск соскакивания гусеничного полотна за счет перегрузок при поворотах.
Вспоминая все тот-же американский Mattracks (кстати тоже не лишен многих недостатков) который активно копируют и наши и Китайские инженеры следует обратить внимание на тенденцию уменьшения нерабочих сторон треугольника за счет увеличения угла на колесе привода и применение внешних удерживающих роликов с целью предотвращения соскакивания гусеничного полотна.
В результате проб, ошибок и появления обновленных Mattracks в Новосибирске появился движитель, своей формой серьёзно отличающихся от подобных устройств других фирм. Однако делает ли это отличие его таким замечательным, как это рисует реклама?
Разбор полётов (критический взгляд)
Новосибирцы предлагают три варианта своего гусеничного движителя для полноприводных машин с разной массой. То есть фактически между ними нет различий кроме запаса прочности. Так ли велик этот запас? Учитывая, что конструкция сделана из листовой стали толщиной около 3 миллиметров, вряд ли стоит рассчитывать на долговечность такой ходовой части, а любой боковой удар с учетом массы автомобиля погнет такой элемент — что безусловно является минусом (зато листовой металл такой толщины также просто будет разогнуть обратно, используя обычный молоток весом 5 кг и более — возможно это утешит).
Ни одна из показанных в рекламных роликах машин не ездила по глубокому снегу или болоту, что говорит о сомнительности использования «Сталкера» в таких условиях. Все машины, которые можно найти в сети — это опытные образцы новосибирских испытателей (судя по частым повторениям одинаковых машин с номерными знаками 154 региона — Новосибирская область и соседний 55 регион — Омская область сфотографированные в одном и том же дворе у забора), которые в самое жестокое бездорожье не забирались. Исключение — багги с номером 22, но судя по тому что в грязи эта багги стоит на лыжах это рекламные фотографии. Также нет ни одной машины «со стороны» с такой же системой.
Якобы посторонний владелец ЛуАЗа (все с теми-же номерами 54 — Новосибирского региона) опубликовал в своём блоге на drive2.ru фото отчет процесса установки ВГД StalkerTrack из которого видно, что ребята начали установку рано утором (чуть рассвело), а закончили уже поздним вечером, проведя короткие ходовые испытания на асфальте (так и написано). А теперь предположим, Вы счастливый обладатель «диковинки», переобули свою любимую машину, потратили цельный день, устали, но все же опробовали обновку, что дальше… Дальше! должно наступить утро и Вы уже в лесу, поле, на болоте, буксуете, разматываете лебедку, бежите за трактором, или … уверенно проезжаете по бездорожью оставляя позади колесных «братьев» и помогая им выбраться из засады — Вы фотографируете, Вас фотографируют, вопросы задают и т.д. После возвращения и размещения (фоток) блог «ВзРыВаЕтСя» от количества посетителей, а ссылки летят в самые отдаленные уголки нашей необъятной Родины за тысячи километров от Новосибирска. К сожалению, сценарий другой. Этот-же ЛуАЗ встречается на сайте производителя, но с заклеенным номером.
Ложь на сайте производителя
Гусеничные движители для самых тяжелых автомобилей до 4 тонн, модель OFF-ROAD CM – 500 «ПОЛЯРНИК» (рубрика Тактико-технические характеристики) «материал гусеницы — стержнями/кевлар» (транскрипция сохранена), однако невооруженным глазом видно, что используется стандартная гусеница от отечественного снегохода РМ Тайга/Рысь размером 500 х 3937 миллиметров (обратите внимание на размер и цевочный характер зацепления — это такие металлизированные отверстия для привода гусеницы на снегоходе). Совершенно доподлинно известно — эти гусеницы не имеют никаких кевларовых стержней и рассчитаны на максимальную массу нагрузки 500 кг, в случае превышения нагрузки произойдет растяжение полотна и быстрый износ грунтозацепов, также эта гусеница совершенно не приспособлена для движения по жестким грунтам (как зимние покрышки не подходят для летней эксплуатации — ехать конечно можно, но сотрутся быстрее).
Еще одна не правда — в той же рубрике «Эксклюзивная система, исключающая переворачивание гусеничного блока вокруг оси»! Ни на одной гусенице не видно отверстий крепления антиротационной тяги, на фотографиях ЛуАЗа и других машин с ВГД Stalker-Track видно отсутствие специальных креплений исключающих проворачивание гусеничного модуля. Более того, на одном из рекламных видео размещенных производителем видно как при заезде на небольшой сугроб левая передняя гусеница цепляет за пластиковую накладку бампера (а накладка трясется от грунтозацепов). Посмотрите сами на 2 мин 20 секунд, перейдите по ссылке.
Существуют и другие недостатки, напрямую влияющие на проходимость внедорожника. Во-первых, гусеницы всегда должны быть хорошо натянуты, иначе ведущие колёса будут пробуксовывать и в итоге сотрут хлипкие внутренние выступы на гусеничном полотне. Во вторых, опорные ролики гусеничного полотна установлены на жестких креплениях и не имеют никакой амортизации, такая конструкция будет передавать все дорожные неровности и вибрации на подвеску, где первыми пострадавшими видятся шаровые опоры и рулевые тяги, можно предположить значительный износ подшипников ступицы и амортизаторов не рассчитанных на мелкие вибрации. К примеру на американских Mattracks опорные ролики установлены попарно на балансирах, что заметно снижает вибрации и неровности высотой до 60 мм.
Итого
Для серьезных дел, промышленного применения, спасательных операций или коммерческого использования такие гусеницы не подойдут. А если Вы хотите поехать на рыбалку или охоту в зимнее время года и только по снегу, а расстояние не превышает Ваши возможности пешего марш-броска за трактором или скорого прибытия друзей вызванных на помощь, то можете смело купить себе новую игрушку. Однако с моей (сугубо личной) точки зрения за 280-320 тысяч рублей (это стоимость комплекта) лучше купить импортный б/у снегоход или отечественный новый и без опаски и риска отправится на туже охоту-рыбалку или в недалекое путешествие. Комфорт конечно меньше, зато адреналину больше.
март 2016. Евгений Агеев для Новости 94