Вездеход «Тарас»: по болотам и по кочкам
К категории вездеходов можно отнести разные транспортные средства, от автомобиля до танка. Особый класс таких транспортных средств – самоделок. Как правило, основой для них становятся сельскохозяйственные: трактора и мотоблоки.
Одной из известных самодельных машин на базе мотоблока стал вездеход «Тарас». Это самоходная конструкция на базе мотоблока и шинах низкого давления. Подобные аппараты собирались разными умельцами уже давно и описывались в журнале «Моделист-конструктор». Главная идея конструктора «Тараса» заключается в том, чтобы сохранить сам культиватор в его первоначальном виде, без коренных модернизаций. В настоящее время создан прототип, весной этого года он был испытан в достаточно суровых природных условиях: в грязи и на льду замерзшего озера, в болотах и бобрятниках.
Конструктор самодельного транспортного средства Павел под ником Asterix, родом из Твери, в 2014 году создал действительно оригинальную конструкцию, базой для которой послужил мотоблок МБ-3 «Нева». По словам автора-самоучки, выбор базы был обусловлен наличием трёхскоростной раздаточной коробки. Чтобы использовать исходные агрегаты без вмешательства в их конструкцию органы управления самоходкой создатель расположил на задней полураме. Изменениям подвергся только стандартный привод сцепления, который соединили с педалью.
Машина легко преодолевает крутые подъёмы, заснеженные холмы, болота. Но именно то, что взятый за основу мотоблок можно вновь использовать по прямому назначению является самым интересным. При этом у конструкции есть небольшие недостатки: не слишком удобное расположение рычага раздаточной коробки (но это можно не принимать во внимание, так как частое переключение не требуется), отсутствие нормального места для пассажира (оно в принципе есть, но спутнику приходится сидеть на горячем моторе, вцепившись в спинку водительского кресла) и отсутствие багажного отсека. Впрочем, в следующей версии «Тараса» эти незначительные неудобства вполне могут быть устранены.
Зато любой «кочкарник», грязь и лёд «Тарас» преодолевает со спокойствием танка, чему способствуют огромные камазовские колёса, увеличивающие не только проходимость, но и максимальную скорость этого чудо-транспорта. Сейчас на аппарате установлены отечественные бескамерные шины. Ещё автор рассказал, что первоначально примененный в создании «Тараса» тормозной суппорт от снегохода «Буран» показал себя не слишком хорошо. Также в мае этого года редуктор от МБ-2 был заменён на агрегат от мотоблока «Салют». У него другие передаточные числа, что влияет на вездеходность при преодолении песчаных и глинистых участков с неровностями. В результате установки более мощного мотора и некоторых других переделок, скорость самохода увеличилась почти в 2 раза. При этом общая первоначальная концепция доступного транспорта повышенной вездеходности не изменилась. Максимальная тяга также достигается на первой ступени. Багажник в принципе можно установить от любого серийного квадроцикла. Колёса подойдут от КамАЗа и «Урала». Однако наилучшая проходимость самоделки достигается на шинах с низким давлением, что было подтверждено на пробных заездах: самоделка не погружалась в воду даже до половины колеса.
Относительно невысокая затратность и трудоёмкость работ по производству «Тараса» доказывают, что подобную машину может смастерить практически каждый. Тем более что областей применения для неё можно найти много, особенно для тех, кто живёт в местности без асфальтовых дорог, тем более что аппарат является полноприводным и имеет подключаемую заднюю ось.
Собственноручно собранный болотоход — весомый повод для гордости. На разработку концепции и подгонку деталей уходит немало дней, но не исключено, что «Тарас» ещё многих удивит. Приятно, что такая основа сподвигла многих других людей к техническому творчеству. Был создан болотоход «Синий кабан», также основанный на конструктиве мотокультиватора.
Машину тверского умельца можно вполне пользовать при лёгких сельхоз-работах, таких как распашка приусадебного участка. Установив шкивы большего диаметра можно увеличить скорость хода, однако это уже означает корневую модификацию начального прототипа. В общем, автор сам был в хорошем смысле удивлён результатами своей работы. Когда вездеход не нужен, культиватор можно демонтировать всего за 10 минут и снова эксплуатировать на огороде.
Цель проекта исключительно некоммерческая, по крайней мере, пока. Автор потешил своё самолюбие, создав образец народного технического творчества, технический шедевр. Дешёвый, практичный и близкий простому народу. Интересно, куда ещё заведёт изобретателя фантазия. Это дело будущего, а пока «Тарас» должен пройти ещё немало испытаний.
август 2015. Костин Константин Александрович для Новости 94
Одноклассник или точная копия:
УМЕНЬШИЛИ КИРОВЕЦ — ПОЛУЧИЛСЯ АРАП
Читайте пожалуйста другие интересные статьи в рубрике Гражданские Вездеходы (нажмите для перехода откроется в новом окне)
Используйте пожалуйста метки (под этой строчкой, выделены красным цветом)
для чтения других интересных статей по этой теме.
Похожие Записи
3 ответов на Вездеход «Тарас»: по болотам и по кочкам
« Новости от Марсохода Spirit (сол 33 — сол 35) Хищник — хозяин бездорожья »
Интересное инженерное решение. Хорошо что есть такие сайты, которые поддерживают информацией наших изобретателей, правильно! Нужное дело…
Россия всегда славилась Кулибиными! Молодец человек, руки откуда надо растут если построил такую машину. А еще мне кино понравилось с девушками в купальниках
Рукастый товарисч! и проходимость хорошая, плавучесть положительная, за границами у них и ума не хватит из металолома такое с воять