404С родилась от Т54. Хариковчанка 2 - покоритель Антарктики

404С родилась от Т54 и АТ-Т

Апр 20 • Вездеходы, Вездеходы Амфибии, Гусеничные, Интересно! • 9641 Просмотров • Комментарии к записи 404С родилась от Т54 и АТ-Т отключены

В 1955 году был заключен договор, по которому произошел раздел территории среди двенадцати стран. Договор обуславливал создание станций-лабораторий и разрешал проведение различного рода исследований и экспериментов. СССР получил восточный край Антарктиды, а США – Южный Полюс, с оговоркой, что и советские ученые могут проводить свои испытания. Тогда встал вопрос: каким образом достичь южного полюса Антарктиды, находясь на ее восточном побережье.

Баха Снежная Битва 2017. 1-й этап Кубка России по ралли-рейдам. Стартовая рамка

Новое решение для эксплуатации автомобиля на снежной целине. (клик по фотографии, чтобы посмотреть подробности)

В тот же год была снаряжена первая экспедиция, оснащенная обычными гусеницами трактора ЧТЗ. Увы, данный вид транспорта не подходил для исследовательских целей. Тихий ход машины позволял пройти лишь 450 км за смену. Однако за несколько часов машина проехала 450 км — согласитесь это не так плохо с учетом снежных заносов.

В начале 60-х годов на Харьковский машиностроительный завод привезли танк, который по указу сверху необходимо было переделать под вездеход. И не просто вездеход, а машину, которая покорит Антарктиду. Харьковчанка – действительно уникальный вездеход, получивший свою жизнь на основе танка Т-54.

404С родилась от Т54. Хариковчанка 1 - покоритель Антарктики

404С родилась от Т54. Хариковчанка 1 — покоритель Антарктики

Харьковчанка представляла собой передвижную испытательную лабораторию, которая должна была работать в суровых климатических условиях Антарктиды. Более того, машина должна была стать комфортной для людей и облегченной в обслуживании. Параметры машины впечатляли длинной 8,5 метров, шириной в 3 метра и высотой в 4 метра. Машина имела такую мощность, что ей хватало сил тянуть прицеп с 70 тоннами груза.

И уже в 1959 г. аппарат успешно совершил переход сквозь весь материк. Аналогов подобному никто еще не осуществлял! По ледяной корке материка Харьковчанка проехала более 2,7 тысячи км и достигла Южного полюса.

Испытания
В мае 1958 года на заводе г.Харькова было изобретено и модернизировано изделие — 404С. Вездеход имел шасси танка, увеличилась ширина гусеницы, а двигатель имел мощность в 995 лошадиных сил!

Огромное сооружение на гусеничном тракте обладало способностью к передвижению, как по суше, так и по воде, с учетом погружения до уровня кабины водителя. Внутреннее убранство позволяло с комфортом расположиться 6-8 людям. Сервисное обслуживание совершалось изнутри машины.

404С родилась от Т54. Хариковчанка 1 - выгрузка на Арктической земле

404С родилась от Т54. Хариковчанка 1 — выгрузка на Арктической земле

Вездеход Харьковчанка создана с учетом всех условий нахождения в агрессивной среде Антарктиды. Ее параметры позволяли проходить вглубь материка. Но каждая такая экспедиция становилась мучением для обслуживающего персонала машины. Как бы ни старались инженеры над созданием этой машины, она все же ломалась. И не всегда ремонт происходил в тепле и комфорте кабины. Приходилось выходить и на обжигающий мороз и ледяной ветер и ремонтировать узлы, а иногда ситуация поворачивалась таким образом, что механики работали голыми руками. А учитывая прохождение в тяжелых условиях высоты до трех тысяч метров над уровнем моря, где остро ощущается нехватка кислорода, можно представить на сколько трудоемким и опасным был труд участников экспедиции.

Постоянные обморожения, головокружения, сильная переутомляемость организма, все это приводило к низкой эффективности исследований. И более того, возникла сложность в виде преодоления каменистых насыпей и расщелин – а именно, постоянная качка из-за крена саней и прицепов, раскачивающих вездеход.

Тягач с полной загруженностью двигается, зачастую не более 5 км/ч, преодолевая очень тяжелые участки. Естественно, что в подобных ситуациях расход топлива несоизмеримо увеличивался. Именно поэтому основная масса груза любой экспедиции в Антарктиде – это топливо.

404С родилась от Т54. Хариковчанка 2 - отличный тягач для Антарктики

404С родилась от Т54. Хариковчанка 2 — отличный тягач для Антарктики

Понятно, что никто не тащил с собой отработанные тары из под топлива. Его оставляли, как маячки на пути следования и просто собирали на обратном. Харьковчанка отслужила в сложных климатических условиях Антарктиды более сорока лет и по сей момент лучшего аналога не придумал никто во всем мире! Ведь никто ни до, ни после не смог покорить Южный полюс.

Также была проведена третья и четвертая экспедиции. Перед последней была поставлена на тот момент невыполнимая задача: выехать из станции Мирный и достичь Южный полюс, пройдя через станции Комсомольская и Восток!

Морские корабли, на которых разместилась 4-ая экспедиция, достигли берегов Антарктиды 1 января 1959 года. А 10 января три вездехода стартовали со станции Мирный и взяли путь на Южный полюс. У каждого вездехода был груз в двух санях-прицепах. Груз необходимо было доставить на станции. Пройдя около тысячи километров, экспедиция достигла точки разгрузки. Дальнейший путь был суров и опасен, но экспедиция выполнила задачу.

Из воспоминаний участника экспедиции: «Американцы подумали, что мы приехали лишь для того, чтобы поздравить их с праздниками. Нам навстречу вылетел самолет, а мы приветствовали его сигналами ракет и дружными возгласами! Мы на месте! Мы покорили Южный полюс!»

Спустя десять лет на основе вездехода Харьковчанка был создан Харьковчанка-2. Основным отличием которого была кабина, возвышающаяся над основным остовом. Эти вездеходы до сих пор на славу служат России!

апрель 2015. Влад Савчинский для Новости 94

Похожие Записи

Комментарии закрыты.

« »