Круизёр в Антарктиде
Антарктида — материк, покрытый льдом. По своим размерам он в два раза больше Австралии. Пожалуй, это единственный континент, который находится под управлением объединенных стран. На территории Антарктиды действует договор, к которому на данный момент подключились практически все страны мира. На основе этого договора все исследования являются общественным достоянием.
В мире науки и технических изобретений всегда проводились изыскания, каким образом создать оптимальные условия для исследований этого материка, который по своему составу почвы и климату имитирует Марс.
Естественно, в данном вопросе не обошлось без американского присутствия. По причине того, что температура в Антарктиде достигает в зимнее время от -50С° до -80С°, а в летний период поднимается максимум до -35С°. Ученые всего мира ломали головы, каким образом оптимизировать технику для исследований в комфортных условиях.
Так, в 30-х гг 20 века после неудачной экспедиции по снегам Антарктиды, Р. Бэрд задался целью создания большого вездехода. Сама идея была не нова на тот момент, но Бэрд решил воплотить в своем детище не только улучшенную проходимость машины, но и снабдить ее всем необходимым для комфортного и теплого передвижения.
Бэрд обратился к своему научному коллеге профессору Института брони в Чикаго Томасу Поултеру. Совместными усилиями они уговорили правительство США на финансировании их разработки, получившей название Snow Cruiser.
Создание «мирового» вездехода
Т. Поултеру понадобилось более двух лет для разработки конструкции аппарата. Работа усложнялась тем, что Антарктида – очень сложный материк для исследований. Помимо постоянного холода, низкого уровня кислорода и вездесущего льда, была еще одна важная проблема – расщелины в покрове материка.
Опасность заключалась в том, что подобные препятствия не видны невооруженным глазом, в них неоднократно попадала техника и люди. Профессор подошел к решению данного вопроса таким образом: необходимо было увеличить длину аппарата, а свесы сделать такими огромными, что при попадании первого колеса в расщелину, половина корпуса машины уже ее пересекла. Самое интересное, что аппарат был оснащен не гусеничной лентой, а 4-мя колесами.
Финансирование проекта поступило в 1939г. Создание машины заняло четыре месяца вместе с испытаниями. В итоге аппарат получился весом в 34 тоны. Длина его достигала семнадцати метров, а ширина – 6м. Высота же аппарата была по истине огромной – 4,9м.!
Естественно, что по пути следования Snow Cruiser встречали люди. Их реакция была более чем восторженной. До этого никому не удавалось создать такой агрегат. Но данное ходовое испытание было единственным в своей природе. И когда машина оказалась на снегах Антарктиды, она смогла пройти лишь 150 км от места выгрузки до базы – задним ходом! Ученый не учел разницу асфальтного покрытия и снежного.
Технологии
Технологически антарктический аппарат до сих пор выглядит довольно примечательно за счет рамы из трубы и обшивки металлическим полотном с утеплением. Двигатель такой техники гибридного производства дизеля и электричества. Плюс ко всему, присутствует управляемая подвеска.
Только представьте колесо, которое в диаметре достигает 3-х метров. С помощью чего оно будет вращаться? Поултер со своей командой разработчиков практически сразу отсекли применение устройства карданного вала. Они спрятали весь механизм внутрь машины таким образом, чтобы его обслуживание происходило изнутри аппарата. Также они модернизировали устройство поворотного механизма колес. Вездеход Antarctic Snow Cruiser имел возможность проворачивать колеса под любым углом, так чтобы машина могла «плыть» по снегу.
Момент движения
Так как же двигается такой мощнейший агрегат? Принцип, заложенный профессором, представляет собой движение, при котором машина в момент пересечения расщелины, за счет своей длины, практически сразу носовой частью достигает края препятствия. Потом происходит втягивание передних колес внутрь машины, а задние, прогребая, словно выталкивают всю машину из расщелины. По плану, преодоление препятствия должно было занимать 1,5 часа, а все манипуляции происходили в ручную.
Первый выход в Антарктиде
Корабль «Полярная звезда», став на якорь возле берегов Антарктиды, приготовился к разгрузке Snow Cruiser. Для того, чтобы произошла разгрузка машины, пришлось соорудить деревянный скат, по которому машина вполне удачно сошла на берег материка, но только благодаря мастерству Поултера.
Оказавшись на снегу, Snow Cruiser в Антарктиде погрузился в снег на метр, из-за чего колеса прокручивались в холостую, перегревая двигатель. Профессор допустил ошибку еще в момент первого испытания, не учтя, что асфальт – это твердое покрытие, а снег – более мягкое. В итоге, машина застряла в снегу, и единственным выходом из сложившейся ситуации стало движение задним ходом. Осилив 150 км до базы, Snow Cruiser на веки остался во льдах Антарктиды.
За счет комфортабельного внутреннего пространства, машина стала использоваться, как база. Удалось даже провести несколько исследований.
Во время войны все исследования были остановлены, и лишь в 50-х гг ученые вспомнили о данном проекте и смогли с помощью спутников отыскать заброшенную машину. Была осуществлена экспедиция к месту дислокации аппарата – его смогли откопать, но не более. На данный момент не известна судьба провального американского проекта.
апрель 2015. Влад Савчинский для Новости 94
Похожие Записи
« Страшный Тигр к Арабам не поплыл 404С родилась от Т54 и АТ-Т »