В боях за Родину
Тачанка на лыжах
НКЛ-26 – самоходные сани с авиационным мотором, относятся к классу аэросаней. Так же, как и другие подобные транспортные средства, НКЛ-26 предназначались для перемещения людей и грузов по снегу и льду.
Первые модификации самоходных саней имели деревянный корпус с четырьмя лыжами на независимой подвеске. Кузов собирался на поперечных рёбрах и имел форму перевёрнутой трапеции. Передняя часть корпуса закрыта противопульным броне щитом. В ней же разместили смотровую щель для водителя. Внутрь можно было попасть через дверь в левом борту. В крыше имелось крупное отверстие с железной окантовкой – пулемётная турель.
Экипаж машины состоял из водителя и командира, совмещающего функции бортстрелка. Аэросани управлялись рулевым колесом в отделении управления, соединённым с системой рычагов и тросов. Поворот руля отклонял в сторону все 4 лыжи сразу, поэтому маневренность саней достаточно высока, что очень важно в боевой обстановке. Существовала возможность смены лыж на колеса для передвижения по дорогам и даже без них.
Силовая установка заимствована у предыдущей модели НКЛ-16 — авиационный мотор воздушного охлаждения. Для того, чтобы повысить надёжность работы двигателя при отрицательных температурах, применялся подогреватель воздуха, поступавшего в карбюратор.
Поскольку условия Севера в то время делали невозможным применение обычных танков с их вооружением, НКЛ-26 оказался на передовых позициях. Значимость этой машины можно сравнить со значением танка Победы Т-34. Преимуществом мобильный саней была быстрота развёртывания и беспрепятственный проезд по снежной целине. Появляясь словно из ниоткуда, эти пропеллерные тачанки застигали гитлеровцев врасплох. Подобраться к врагу по неконтролируемым заснеженным путям для экипажей НКЛ-26 не составляло особого труда.
Огненная вьюга
НКЛ-26 лучше всего удавались рейды по тылам противника, так как посылать машины с деревянными корпусами во встречный бой было бы неразумно. Аэросанное снабжение поддерживало также советские части, попавшие в окружение под Сталинградом.
Наибольшего успеха аэросанные части достигли на Карельском фронте. Доставив десант на фланги неприятеля, мобильное подразделение помогло окружённым красноармейцам отразить натиск гитлеровцев и уничтожить их. Единственным серьёзным недостатком аэровездехода стал небольшой топливный бак, который снижал радиус действия аэросанных патрулей. Также отсутствие кругового бронирования не позволяло применять снегоходы в наступательных операциях, так как их экипажи могли быть уничтожены боковым огнём.
Достаточно много этих машин в послевоенное время работало в мирных отраслях хозяйства СССР, в основном для перевозки почты.
апрель 2016. Евгений Агеев для Новости 94