ГАЗ укоротили
Первый самосвал Горьковского автозавода как известно, создан на базе грузовика ГАЗ-АА. В то время слова «самосвал» ещё не было, поэтому за грузовиком закрепилось прозвище «опрокидка». Сначала машина носила индекс ГАЗ-С1, а с 1940 года – ГАЗ-410. Во многом это была та же «полуторка», имевшая укороченную на 60 сантиметров грузовую платформу, на которую ставился кузов-самосвал.
В разработке этого автомобиля принимало участие сразу три предприятия: завод имени Свердлова, Горьковский завод и автобусный цех в Канавине (ранее Автосборочный завод №1 — и первенец Советского Детройта). Грузоподъёмность машины составляла не более полутора тонн. Перевозились исключительно сыпучие материалы. При этом никакой гидравлики на самосвале не было: кузов откидывался назад под тяжестью содержимого, стоило только освободить специальные фиксаторы. Также под воздействием своего веса пустой кузов возвращался в транспортное положение. Благодаря своей простоте ГАЗ-410 серийно производился до 1950 года.
Конечно же, опрокидывающийся кузов не был именно советским изобретением. В 1930 году на шасси Ford-AA американцы применили подобное устройство. ГАЗ-410 классифицировался как «гравитационный», и впервые это была действительно само разгружаемая машина, в отличие от ранних прототипов, кузова которых рабочие на стройках опрокидывали сами.
Сила тяжести
В 1936 году «опрокидка» поступила в серийное производство. Параллельно производился ЯС-1, который работал на гидравлике. Однако, полностью заменить собой ГАЗ-410 он не смог ввиду недостаточно высокой маневренности. При этом «опрокидка» не всегда могла разгрузиться без помощи рабочих, потому что имела недостаточную величину клиренса, из-за чего кузов мешал грузу высыпаться наружу.
Война не повлияла на производство самосвалов, так как завод-изготовитель находился вне опасной зоны, подвергаемой авианалётам. Однако, в связи с нехваткой некоторых материалов, автомобиль получил упрощённое оснащение: фара осталась только одна, металлическую крышу поменяли на брезентовую, двери сняли. До настоящего времени сохранились (известны автору статьи) только два отреставрированных ГАЗ-С1/ГАЗ-410 один был замечен последний раз в музее Ленинградского клуба авто старины «Самоход», второй размещен на выставочных площадях «Мастерской Шаманского».
февраль 2016. Евгений Агеев для Новости 94